Инновационная деятельность

Внедрение модели формирования метапредметной компетентности обучающихся в условиях информатизации образования (вторая ступень общего среднего образования)

Сроки проведения инновационной деятельности: 2021–2024 годы
развернуть

 

 Разработчики проекта:

Гелясина Елена Владимировна, заведующий кафедрой педагогики, частных методик и менеджмента образования Государственного учреждения дополнительного образования взрослых «Витебский областной институт      развития образования», кандидат педагогических наук, доцент.

Себровский Борис Александрович, директор ГУО «Гимназия № 1 имени академика Е.Ф.Карского г. Гродно».

Лукашенко Наталья Анатольевна, заместитель директора по учебной  работе ГУО «Гимназия № 1 имени академика Е.Ф.Карского г. Гродно».

 

Научный консультант проекта:

Гелясина Елена Владимировна, заведующий кафедрой педагогики, частных методик и менеджмента образования Государственного учреждения дополнительного образования взрослых «Витебский областной институт развития образования», кандидат педагогических наук, доцент.

 

Сроки проведения инновационной деятельности: 2021–2024 годы

 

Цель инновационного проекта:

Выявить механизмы формирования у обучающихся на второй ступени общего среднего образования метапредметной компетентности в условиях информатизации образования.

 

Ведущая идея заключается в следующем: формирование метапредметной компетентности обучающихся на второй ступени общего среднего образования рассматривается в качестве целевого ориентира, результата и необходимого фактора, обуславливающего повышение качества образования.

 

Ожидаемые результаты

Личностные.

Предполагается, что внедрение разработанной модели:

  • обеспечит повышение уровня сформированности метапредметной компетентности обучающихся,

  • позволит обогатить опыт педагогов по проектированию и осуществлению образовательного процесса, направленного на формирование метапредметной компетентности обучающихся в условиях цифровизации,

  • создаст условия для совершенствования управленческой компетентности руководителя инновационного проекта,

  • повысит инновационный потенциал учреждения образования.

Методические.

В процессе реализации проекта будут:

  • созданы методические продукты (сценарии уроков, цифровые ресурсы, дидактические и контрольно-измерительные материалы), внедрение которых в образовательный процесс позволит обеспечить формирование метапредметной компетентности обучающихся,

  • уточнены условия эффективного внедрения модели в практику работы учреждения общего среднего образования,

  • выявлены условия цифровой трансформации образовательного процесса, обуславливающей положительную динамику уровня метапредметной компетентности обучающихся.

 

Участники инновационной деятельности

Учащиеся 5-9 классов, педагогические работники.

свернуть

Внедрение модели технологичного формирования метапредметной компетентности учащихся II ступени общего среднего образования

Сроки проведения инновационной деятельности: 2024–2029 годы.
развернуть

Цель инновационного проекта:

Выявить педагогические условия преемственной реализации образовательного процесса, направленного на технологичное формирование метапредметной компетентности у обучающихся на второй ступени общего среднего образования.

 

Задачи инновационного проекта:

  1. Выявить сущность и структуру образовательного результата, отражающего сформированность компонентов метапредметной компетентности обучающихся на второй ступени общего среднего образования, уточнив его особенности для учащихся V, VI, VII, VIII и IX классов.
  2. Осуществить спецификацию диагностического обеспечения образовательного процесса, направленного на технологичное формирование метапредметной компетентности у обучающихся второй ступени общего среднего образования.
  3. Разработать методические ресурсы, позволяющие реализовать процесс преемственного технологичного формирования метапредметной компетентности у обучающихся V – IX классов, уточнив их номинал и специфику на каждом этапе.
  4. Апробировать в условиях реальной практики и дать оценку эффективности внедрения в образовательный процесс разработанных методических ресурсов, обеспечивающих успешное технологичное формирование метапредметной компетентности у обучающихся V – IX классов.
  5. Обеспечить мониторинг качества внедрения модели и создание методического обеспечения, позволяющее тиражировать инновационный опыт в широкую образовательную практику.

Целевая аудитория: педагоги и учащиеся II ступени общего среднего образования ГУО «Гимназия №1 имени академика Е.Ф. Карского г. Гродно».

Сроки проведения инновационной деятельности: 2024–2029 годы.

 

Обоснование целесообразности реализации инновационного проекта

Инновационный проект «Внедрении модели технологичного формирования метапредметной компетентности обучающихся на второй ступени общего среднего образования» направлен на решение задач, поставленных в Концепции развития системы образования Республики Беларусь до 2030 года и с опорой на концептуальные идеи, сформулированные в названном документе. В Концепции представлено обогащенное понимание комплекса индикаторов, маркирующих качественное образование, являющееся фундаментом инновационной экономики и социального развития. В названном документе отмечается, что качественное образование немыслимо без комплекса новых образовательных технологий и системы новых педагогических знаний, фундирующих их продуктивное использование. В течение последних пяти лет качество отечественного образования оценивается исходя из уровня сформированности у обучающихся личностных, предметных и метапредметных результатов.

Метапредметная компетентность как образовательный результат обеспечивает конкурентоспособность выпускников учреждений образования, позволяет успешно формировать у молодежи инновационное мышление, творческие способности, готовность принимать решения в ситуации неопределенности, установки на сотрудничество и обучение в течении всей жизни.

Человека, обладающего метапредметной компетентностью, отличает мобильность, самостоятельность, критичность, ответственность. Метапредметная компетентность является детерминантой готовности к эффективному использованию на практике освоенных в процессе обучения знаний и умений, потребности и способности непрерывно обогащать свой личностный потенциал, включаться в совместную деятельность.

Современный мир характеризуют с помощью аббревиатуры VUCA (volatility – нестабильный, uncertainty – неопределенный, complexity – сложный и ambiguity – неопределенный). Это означает, что социокультурные реалии высоко динамичны, сценарии будущего вариативны, объем информации непрерывно увеличивается, компетенции требуют постоянного обновления, цифровые технологии все глубже проникают в различные сферы жизни человека, масштабируется использование искусственного интеллекта, интернета вещей, конвергентных технологий (NBIС – нано, био-, информаицонные, когнитивные).

Сверхмощные возможности современных технологий и их беспрецедентное влияние на мир, в котором живет человек обусловливает новый «Образ образованного человека» ближайшего будущего. Этот образ содержательно интегрирует такие качественные характеристики как человечность и технологичность. Результаты образования, рассматриваемые в «первом измерении» (человечность) описываются с помощью категорий «нравственность», «ответственность», «креативность», «способность к позитивному самоизменению средствами образования». Результаты, описываемые во втором измерении» раскрываются через способность обучающегося построить деятельность на технологической основе, что гарантировано обеспечивает ее эффективность. Своеобразной точкой сборки всех названных выше качеств, с помощью которых описывается образ современного образованного человека, выступает метапредметная компетентность.

Изложенное выше указывает на востребованность и актуальность предлагаемого инновационного проекта в контексте выполнения системой общего среднего образования государственного заказа, связанного с обеспечением качества образования.

свернуть

Мероприятия в рамках инновационной деятельности (2021-2022 гг.)

4 января в гимназии для педагогов МО учителей гуманитарных наук был организован обучающий семинар по использованию приложения Plickers.


27 декабря состоялось заседание учебно-методического объединения учителей иностранных языков по теме «Межкультурное иноязычное общение учащихся с использованием информационно-коммуникационных технологий как средство формирования предметных, метапредметных и личностных компетенций учащихся».


27.12.2022 состоялся педагогический совет на тему «ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ МЕТАПРЕДМЕТНОГО УРОКА В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ». 


В формате семинара-практикума 26.12.2022 состоялось заседание учителей МО естественно-математического цикла по теме «Использование компонентов метапредметной компетентности учащихся на учебных занятиях по предметам естественно-математического цикла».


21.12.2022 учителем английского языка Федосовой М.В. был проведен открытый урок в 6 классе по теме «Рождественская Еда» с использованием информационно- коммуникационных технологий: сервиса Quizizz.com и   AhaSlides.com.


14 декабря  2022 года  для участников инновационного проекта «Внедрение модели формирования метапредметной компетентности обучающихся в условиях информатизации образования (вторая ступень общего среднего образования)» организовано заседание творческой группы «Эффективные технологические приемы формирования метапредметной компетентности учащихся».


7 декабря в рамках инновационного проекта в гимназии состоялся открытое учебное занятие по математике в IX классе по теме «Построение графиков функций», которое провела учитель математики Лепешко Е.В.


02.12.2022 учитель истории Перегудов А.А. провёл открытое учебное занятие в 7 классе по теме “Городская жизнь” для учителей-участников инновационного проекта.


В ноябре 2022 года в рамках постоянно действующего семинара «Формирование метапредметной компетентности учащихся  на II ступени общего образования посредством использования сервисов Web 2.0» учителя иностранного языка подготовили и провели практическое занятие «Метапредметные компетенции и оценочная деятельность на уроках иностранного языка» и мастер-класс «Создание условий для развития метапредметных компетенций с помощью одного из сервисов Web 2.0 – Quizalize».


29 сентября в рамках инновационного проекта в гимназии состоялся семинар-практикум «Использование возможностей образовательных платформ при разработке метапредметного урока».

25.03.2022 настаўнікі беларускай мовы і літаратуры прапанавалі майстар-клас “ПРАЗ ПАЗНАВАЛЬНУЮ ГУЛЬНЮ ДА ФАРМІРАВАННЯ КАМУНІКАТЫЎНЫХ ЗДОЛЬНАСЦЕЙ ВУЧНЯЎ НА ЎРОКУ БЕЛАРУСКАЙ МОВЫ”


25.03.22 прошло открытое учебное занятие по информатике в  в IX «И» классе по теме Защита проектов по созданию чат-ботов в приложении «Telegram».


24.03.2022 Будевич Инесса Петровна, учитель русского языка и литературы высшей категории провела урок для взрослых «Формирование читательских компетенций учащихся посредством использования эффективных стратегий работы с текстом».


19.03.2022 ПРОШЕЛ СЕМИНАР  НА ТЕМУ «Развитие метапредметных компетенций на уроках истории и обществоведения  на II ступени общего среднего образования»


16.03.2022 СОСТОЯЛОСЬ ОТКРЫТОЕ УЧЕБНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО МАТЕМАТИКЕ В VI «Ю» КЛАССЕ


15.03.2022 СОСТОЯЛОСЬ ОТКРЫТОЕ УЧЕБНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ПО ТЕМЕ «ПРАВОПИСАНИЕ НЕ, НИ В ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ НАРЕЧИЯХ» В VII  КЛАССЕ


11.03.2022 СОСТОЯЛОСЬ ОТКРЫТОЕ УЧЕБНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ПО ТЕМЕ «ПУТЕШЕСТВУЕМ ПО БЕЛАРУСИ» В V КЛАССЕ


01.03.2022 Полякова И.Д., учитель обществоведения и Бегларян С.Н., учитель-методист подготовили и провели обучающий семинар для участников инновационной деятельности «Формирование метапредметной компетентности на уроках истории и обществоведения на второй ступени общего среднего образования»


01.03.2022 в гимназии в рамках инновационного проекта была проведена онлайн игра-викторина на английском языке «Две страны»


28.02.2022 состоялось открытое учебное занятие по физике в VIII классе по теме «Решение задач по теме «Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля-Ленца»


 25.02.2022 СОСТОЯЛОСЬ ОТКРЫТОЕ УЧЕБНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО АНГЛИСКОМУ ЯЗЫКУ ПО ТЕМЕ «ЖИЗНЬ В ГОРОДЕ И ДЕРЕВНЕ» В VII КЛАССЕ


 Семинар-практикум «Потенциальные возможности метапредметного урока в условиях информатизации образования« 02.02.2022


 БИТ-семинар  «Метапредметный урок в условиях информатизации образования» 18.01.2022


практическое занятие 28.12.2021


мастер-класс 30.11.2021


семинар 12.10.2021


семинар 21.09.2021


семинар 08.09.2021

свернуть
29 октября, вторник

29 октября учителя, работающие в 5-х классах, стали участниками перевернутого семинара «Метапредметная компетентность учащихся: компоненты и способы формирования». Учителя разграничили понятия «компетентность» и «компетенция», в группах дали определение 9 компонентам метапредментной компетентности и назвали способы их формирования.

подробнее...
2 октября, среда

1 октября педагоги гимназии, задействованные в инновационной деятельности, обсудили направления и особенности организации педагогического исследования на семинаре-практикуме «Исследовательская деятельность педагогов в процессе реализации инновационного проекта»

подробнее...
поделиться в:
-->