Министерство образования Республики Беларусь
Отдел образования администрации Октябрьского района г. Гродно
Государственное учреждение образования
Гимназия №1 имени академика Е.Ф. Карского г.Гродно
Разработчики проекта:
Цель инновационного проекта:
Выявить педагогические условия преемственной реализации образовательного процесса, направленного на технологичное формирование метапредметной компетентности у обучающихся на второй ступени общего среднего образования.
Задачи инновационного проекта:
Целевая аудитория: педагоги и учащиеся II ступени общего среднего образования ГУО «Гимназия №1 имени академика Е.Ф. Карского г. Гродно».
Сроки проведения инновационной деятельности: 2024–2029 годы.
Обоснование целесообразности реализации инновационного проекта
Инновационный проект «Внедрении модели технологичного формирования метапредметной компетентности обучающихся на второй ступени общего среднего образования» направлен на решение задач, поставленных в Концепции развития системы образования Республики Беларусь до 2030 года и с опорой на концептуальные идеи, сформулированные в названном документе. В Концепции представлено обогащенное понимание комплекса индикаторов, маркирующих качественное образование, являющееся фундаментом инновационной экономики и социального развития. В названном документе отмечается, что качественное образование немыслимо без комплекса новых образовательных технологий и системы новых педагогических знаний, фундирующих их продуктивное использование. В течение последних пяти лет качество отечественного образования оценивается исходя из уровня сформированности у обучающихся личностных, предметных и метапредметных результатов.
Метапредметная компетентность как образовательный результат обеспечивает конкурентоспособность выпускников учреждений образования, позволяет успешно формировать у молодежи инновационное мышление, творческие способности, готовность принимать решения в ситуации неопределенности, установки на сотрудничество и обучение в течении всей жизни.
Человека, обладающего метапредметной компетентностью, отличает мобильность, самостоятельность, критичность, ответственность. Метапредметная компетентность является детерминантой готовности к эффективному использованию на практике освоенных в процессе обучения знаний и умений, потребности и способности непрерывно обогащать свой личностный потенциал, включаться в совместную деятельность.
Современный мир характеризуют с помощью аббревиатуры VUCA (volatility – нестабильный, uncertainty – неопределенный, complexity – сложный и ambiguity – неопределенный). Это означает, что социокультурные реалии высоко динамичны, сценарии будущего вариативны, объем информации непрерывно увеличивается, компетенции требуют постоянного обновления, цифровые технологии все глубже проникают в различные сферы жизни человека, масштабируется использование искусственного интеллекта, интернета вещей, конвергентных технологий (NBIС – нано, био-, информаицонные, когнитивные).
Сверхмощные возможности современных технологий и их беспрецедентное влияние на мир, в котором живет человек обусловливает новый «Образ образованного человека» ближайшего будущего. Этот образ содержательно интегрирует такие качественные характеристики как человечность и технологичность. Результаты образования, рассматриваемые в «первом измерении» (человечность) описываются с помощью категорий «нравственность», «ответственность», «креативность», «способность к позитивному самоизменению средствами образования». Результаты, описываемые во втором измерении» раскрываются через способность обучающегося построить деятельность на технологической основе, что гарантировано обеспечивает ее эффективность. Своеобразной точкой сборки всех названных выше качеств, с помощью которых описывается образ современного образованного человека, выступает метапредметная компетентность.
Изложенное выше указывает на востребованность и актуальность предлагаемого инновационного проекта в контексте выполнения системой общего среднего образования государственного заказа, связанного с обеспечением качества образования.