Министерство образования Республики Беларусь
Отдел образования администрации Октябрьского района г. Гродно
Государственное учреждение образования
Гимназия №1 имени академика Е.Ф. Карского г.Гродно
Физиологическая адаптация.
Привыкая к новым условиям и требованиям, организм ребенка проходит через несколько этапов физиологической адаптации:
1) «физиологическая буря», или период острой адаптации (первые 2-3 недели) при поступлении в школу, когда в ответ на изменившиеся условия все системы организма ребенка отвечают бурной реакцией и значительным напряжением, ребенок переживает адаптационный стресс, в результате в сентябре многие первоклассники болеют. По интенсивности и напряженности изменений, происходящих в организме ребенка в процессе учебных занятий в первые недели обучения, учебную нагрузку можно сравнить с воздействием экстремальных нагрузок на взрослый, хорошо тренированный организм;
2) период неустойчивого приспособления, когда организм ребенка находит приемлемые и появляются близкие к оптимальным варианты реакций на новые условия и ситуацию;
3) период относительно устойчивого приспособления: организм реагирует на нагрузки с меньшим напряжением, организм находит наиболее подходящие, адекватные новые нагрузки, варианты реагирования. Только на 5-6 неделе обучения показатели работоспособности постепенно начинают расти и становятся более устойчивыми, снижается напряжение основных жизнеобеспечивающих систем организма, т.е. наступает относительно устойчивое приспособление ко всему комплексу нагрузок, связанных с обучением, или собственно адаптация. Однако по некоторым показателям эта фаза относительно устойчивого приспособления может затягиваться и до 9 недель.
Продолжительность всех трех фаз физиологической адаптации – приблизительно 5-6 недель, из которых наиболее сложными является первый месяц. Адаптация в целом длится от двух до шести месяцев в зависимости от индивидуальных особенностей первоклассника.
Многие родители склонны недооценивать сложность периода физиологической адаптации первоклассников. Тем не менее, по наблюдениям медиков, некоторые дети худеют к концу первой четверти, у многих отмечается снижение артериального давления (что является признаком утомления). Многие первоклассники жалуются на головные боли, усталость и другие недомогания. Проявлениями трудностей привыкания и перенапряжения организма могут стать также капризность детей дома, снижение способности к саморегуляции поведения.
Социально-психологическая адаптация.
Независимо от того, когда ребенок пошел в школу, он проходит через особый этап своего развития – кризис 7 (6) лет.
Изменяется социальный статус бывшего малыша – появляется новая социальная роль «ученик».
Изменение внешней позиции влечет за собой изменение самосознания личности первоклассника, происходит переоценка ценностей. То, что было значимым раньше, становится второстепенным, а то, что имеет отношение к учебе, становится более ценным.
В период 6-7 лет происходят серьезные изменения в эмоциональной сфере ребенка. В дошкольном детстве, столкнувшись с неудачами или получив нелестные отзывы о своей внешности, ребенок, конечно, испытывал обиду или досаду, но это не влияло так кардинально на становление его личности в целом. Цепь неудач (в учебе, в общении) может привести к формированию устойчивого комплекса неполноценности. Такое «приобретение» в 6-7 лет самым негативным образом влияет на развитие самооценки ребенка, уровня его притязаний. Эта особенность психики детей учтена в школьном обучении – первый год обучения является безотметочным, т.е. при оценке работы учеников не используются отметки, делается больший акцент на качественный анализ их деятельности.
Родители также должны учитывать обобщение переживаний при общении со своим ребенком: замечать все малейшие достижения ребенка, оценивать не ребенка, а его поступки, беседуя о неудачах, отмечать, что все это временно, поддерживать активность ребенка в преодолении различных трудностей.
Проявления дезадаптации первоклассников.
Любой фактор риска (а особенно сочетание факторов) в социальном, личностном, психофизиологическом развитии ребенка при неблагоприятных условиях обучения или неадекватных требованиях учителя и воспитателей может привести к нарушению адаптации (т. е. дезадаптации). Нужно помнить об этом и прилагать все усилия, чтобы адаптация первоклассника к обучению прошла успешно.
Рекомендации для родителей
«Как помочь ребенку на этапе адаптации».
Памятка родителям первоклассников.
От того, как строится наш день, как сочетаются работа и отдых, достаточен ли сон, вовремя ли завтракаем, обедаем и ужинаем, зависит не только наша работоспособность, но и самочувствие, настроение, здоровье. Организм человека называют системой, насквозь пронизанной ритмами. Дирижер этой системы – суточный ритм. Ритмично все: работа внутренних органов, тканей, клеток, пульсация сердца и частота дыхания, активность мозга. В ритме все удается легче. Регулярность, распорядок, ритмичность в жизни положительно влияют на самочувствие, настроение. Для здоровья и правильного развития детей продуманный распорядок занятий, отдыха, питания имеет большое значение. Физиологической основой режима дня является выработка у ребенка динамического стереотипа ответных реакций. Повторяясь изо дня в день, определенный распорядок дня настраивает на занятия, отдых, физическую активность, тем самым облегчается выполнение всех дел. При соблюдении режима дня у ребенка формируются условные рефлексы.
Среди множества чувств, наполняющих родителей, когда они впервые провожают своих детей в школу, два оказываются самыми сильными – радость и тревога. Радость, что малыши выросли, и их ждет много неизведанного и увлекательного. Тревога – как будут они справляться с учебными заботами, не станут ли отстающими, как сложатся их взаимоотношения с окружающими.
Быстро проходит праздничная сентябрьская атмосфера, начинаются школьные будни и для тревог появляются реальные основания. Ребенка словно подменили.
Взволнованные мамы, а изредка даже папы, торопятся поделиться с учителем своими переживаниями. О чем они говорят?
О том, что до школы у них был прекрасный ребенок, общительный, добрый, послушный, старательный. Воспитательницы детского сада его постоянно хвалили и до сих пор вспоминают с удовольствием.
А теперь все изменилось, малыша просто не узнать! Приходится заставлять, силой усаживать за стол. И вот тут-то начинается форменный кошмар: вертится, грызет ручку (все в доме перепортил), постоянно вскакивает – то к окну подбежит, то на кухню пить помчится или вдруг с кошкой играть начнет. Пишет кое-как, а переделывать наотрез отказывается, сидит и чиркает что-то на бумажке. Что случилось с ребёнком?
НИЧЕГО НОВОГО... РЕЖИМ!
Преимущества соблюдения режима дня: соблюдение режима – это залог здоровья (своевременный прием пищи, обязательные прогулки, необходимое количество сна); по мнению специалистов, режим дня способствует укреплению иммунитета; режим дня помогает избежать хаоса – ребенок становится более спокойным и уверенным; если ребенок привык жить по режиму, то у родителей нет необходимости постоянно давать указания; режим помогает детям адаптироваться в школе; режим способствует развитию навыка самодисциплины).
Памятка для родителей
«Режим дня».
Примерный вариант режима дня первоклассника |
Время |
Подъем |
7.00 |
Зарядка, умывание, уборка постели |
7.00 - 7.20 |
Завтрак |
7.20 - 7.35 |
Дорога в школу |
7.35 - 7.55 |
Занятия в школе |
9.00 - 13.00 |
Прогулка на свежем воздухе |
13.00 - 14.30 |
Обед, отдых, помощь по дому |
14.30 - 16.00 |
Приготовление уроков |
16.00 - 17.00 |
Свободное время |
17.00 - 19.00 |
Ужин |
19.00 - 19.30 |
Свободное время |
19.30 - 20.30 |
Личная гигиена, подготовка ко сну |
20.30 - 21.00 |
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ РЕЖИМА ДНЯ ШКОЛЬНИКОВ:
При построении режима дня учащихся необходимо учитывать особенности функционирования нервной системы детей и подростков:
высокий уровень активности коры больших полушарий в утренние и дневные часы, снижение его после обеда, падение в вечерние часы;
два подъема функциональных показателей в течение дня в первую (с 8 до 12 ч) и во вторую половину дня (с 16 до 18 ч);
1-й подъем работоспособности выше и продолжительнее 2-го.
Запретительные законы для родителей.
Питание.
Перед школой – не кормите детей.
После школы – непременно пообедать!
Для нормального развития организма ребенка и поддержания его работоспособности на высоком уровне требуется полноценное, сбалансированное по содержанию белков, жиров и углеводов, минеральных солей и витаминов питание. Названные вещества содержатся в молочных продуктах, мясе, рыбе, яйцах, овощах, фруктах, ягодах.
Сон.
Для ребенка важен достаточный по продолжительности ночной сон. Чем младше ребенок, тем больше он должен спать. Младшие школьники должны спать не меньше 10 часов (некоторым полезен дневной сон).
Недосыпание отрицательно сказывается на работоспособности, сосредоточенности внимания.
Учеба в школе.
Занятия в школе приходятся на период наиболее высокой работоспособности ребенка, а затем отмечается ее спад.
Занятия по интересам.
Оптимальное время для дополнительных занятий является с 15.00 до 16.00 часов.
Двигательная активность.
Активный отдых на свежем воздухе укрепляет здоровье детей, повышает сопротивляемость организма к простудным заболеваниям, улучшает деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, стимулирует обмен веществ
В младшем школьном возрасте у детей формируется не только интеллектуальная основа личности, но и ее главные нравственные качества. Взаимоотношение родителей с ребенком (и другими людьми), их поступки и эмоциональные проявления – важнейший источник формирования таких нравственных качеств, как доброжелательность, сочувствие, взаимопонимание, честность. Эмоциональному воспитанию ребенка нужно уделять внимание не меньше, чем интеллектуальному и нравственному. Важно доносить до детей в доступной форме, что положительные эмоции оказывают на нас оздоровительное влияние, заряжают жизненной энергией, необходимой для преодоления различных проблем. Отрицательные эмоции сигнализируют нам об опасности ситуации, о необходимости предпринять меры для разрешения проблемной ситуации, также, по-своему, берегут нас. Важно уметь настраиваться в жизни на позитивный лад, стимулировать у себя и своих близких положительные эмоции, но также уметь справляться со своими отрицательными переживаниями. Ведь подавлять негативные переживания нельзя: осознание негативных эмоций и умение их адекватно выражать ведет к успешному преодолению затруднений и большему пониманию себя.
Детство является подходящим временем для приобретения полезных привычек и положительных черт характера, которые необходимы в жизни, формирования эмоциональной культуры, в том числе. Наш мир изменчив. Не всегда в нем все безоблачно. Люди иногда не могут понять друг друга, не умеют выслушать собеседника, с трудом разрешают конфликтные ситуации. Давайте, как родители, поможем нашим детям, научим их быть счастливыми в этом мире, несмотря на различные ситуации, возникающие в жизни.
Человеку нужно, чтобы его любили, понимали, признавали, слышали; чтобы он мог реализовать свои возможности и осуществить свою мечту, чувствовать себя нужным.
Ребенок счастлив тогда, когда он окружен вниманием, заботой любящих его людей. При таких условиях в его поведении будут преобладать положительные эмоции, он будет смело идти по жизни. Большое влияние оказывает на ребенка психологическая обстановка, в которой он находится, живет и развивается, эмоциональная атмосфера в семье.
Вот что говорят толковые словари по поводу семейных традиций: «Семейные традиции — это обычные принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение».
Мало кто любит, когда ему навязывают что-то новое, но при этом, уважает и принимает традиции. Если Вы хотите, чтобы в семье был порядок, устанавливайте свои традиции для своей семьи.
Всем известно, что на Руси у всех семей были свои традиции, которые объединяли, делая их сильными и крепкими. Но сейчас многое изменилось.
Изменились и взгляды на понятие "семьи", на верность в семье, на воспитание детей. Многие традиции, которые делали семью - семьёй, были потеряны. Многие семьи и по сей день больше напоминают людей, которые живут под одной крыше, при этом, не имея ничего общего, даже порою, не зная друг друга.
А ведь именно семья даёт ощущение стабильности и защиты с самого раннего детства, которые мы проносим через всю нашу сознательную жизнь и передаём нашим детям, и так из поколения в поколение, набираясь мудрости и опыта.
Поэтому, традиции — это основа уклада семьи, семьи- дружной крепкой, у которой есть будущее. Поэтому то и нужно возрождать традиции, семейные традиции. Хорошо, если они будут по нраву всем членам семьи, ведь они способны сближать, укреплять любовь, вселять в души взаимоуважение и взаимопонимание, то, чего так сильно не хватает большинству современных семей.
«Традиция» переводится как исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение формы деятельности и поведения, и соответствующие им обычаи, правила, ценности.
Именно традиции выступают фактором регуляции жизнедеятельности людей, это основа воспитания детей.
Воспитание ребёнка начинается с отношений, которые царят в семье между родителями. В сознании детей откладываются привычки, подобные взрослым, вкусы, пристрастия, предпочтения задолго до того, как начинается процесс осознания происходящего. Ведь построение поведения детей идёт по примеру копирования.
Дети воспитываются не только родителями как таковыми, а ещё и той семейной жизнью, которая складывается. Приобщить к семейным традициям можно на личном примере самих родителей.
Именно с семьи начинается и приобщение к культуре, ребёнок осваивает основы материальной и духовной культуры. В условиях семьи, формируются и человеческие формы поведения: мышление и речь, ориентация в мире предметов и отношений, нравственные качества, стремления, идеалы.
Именно семья рождает ощущение преемственности поколений, а через это, причастность к истории своего рода, и развитие идеалов патриотизма. Семья, обеспечив стабильность, раскрывает способности, силы в члене семьи. И при воспитании детей, никакой иной институт не может заменить семью, именно ей принадлежит ведущая роль в становлении личности ребёнка.
Семейные традиции — это духовная атмосфера дома, которую составляют: распорядок дня, уклад жизни, обычаи, а также привычки обитателей.
Формирование традиций нужно начинать ещё в самом начале создания семьи, когда дети пока не появились или ещё маленькие. Традиции должны быть простыми, но никак не надуманными.
Чем счастливее были традиции и интереснее познание мира в родительской семье, тем больше радости будет у малыша и в дальнейшей жизни.
Неплохой традицией является обсуждение вопросов семейной жизни. К примеру, когда за вечернем чаем, все члены семьи рассказывают о том, что сегодня с ними произошло интересного, помимо этого, обсуждают планы на будущие выходные, главное, что бы и дети также высказывали свои мнения. Полезный обычай- разбирать собственные ошибки вслух, это даёт возможность проводить беспристрастный анализ поступков и делать правильные выводы на будущее.
Как Вам, к примеру, традиция читать на ночь. Даже если малыш пока ещё слишком мал, и не всё понимает из того, что Вы ему читаете, даже звук Вашего голоса будет ему полезен.
Роль семейных традиций в жизни малышей.
-Дают возможность оптимистично смотреть на жизнь, ведь «каждый день – праздник».
-Дети гордятся своей семьёй.
-Малыш ощущает стабильность, ведь традиции будут выполнены не потому, что так надо, а потому, что так хочется всем членам семьи, так принято.
-Детские воспоминания, которые передаются в следующее поколение.
Правила, которых нужно придерживаться, если Вы решили создать новые традиции.
-Традиция повторяется всегда, ведь она - традиция.
-Событие должно быть ярким, интересным для родных, позитивным.
-Она может задействовать запахи, звуки, зрительные образы, что-то, влияющее на чувства и восприятие.
Хорошей традицией является празднование дней рождений, причём отмечание должно сводиться не только к поеданию чего-то вкусного, а именно проделыванию чего- то особенного и весёлого. Для детей все праздники - необычны и сказочны, поэтому задача взрослых сделать так, чтобы ребёнок вспоминал о детстве как можно чаще потом, когда вырастит и будет воспитывать своего малыша.
Вместе с ребёнком можно начать составлять древо генеалогии, на котором будут присутствовать все предки семьи. Главное, чтобы Ваши традиции, приносили счастье и интерес всей семье, и не были ей в тягость.
Хорошая традиция - совместное украшение новогодней ёлки.
Но традиции — это не только праздники. Это образ и стиль жизни. Это то, что принято в семье: уважать старших, помогать друг другу, выполнять работу вместе, устраивать воскресные обеды.
Чтение сказки на ночь и поцелуй перед сном - очень хорошая традиция!
Традиций не обязательно должно быть много. Они просто должны быть. Это - детство ваших детей, то, чем они его особенно запомнят.
Поэтому берегите свои хорошие семейные традиции и передавайте их своим детям, что бы они могли передать их своим.