4 класс

«Возрастные психофизиологические особенности учащихся 4-х классов»

Четвертый класс – это период, являющийся важной ступенью в жизни ребенка. Они уже осознают себя старшими в начальной школе. С одной стороны, испытывают чувство гордости за свой статус, с другой стороны, страх перед предстоящим переходом в среднее звено: перед встречей с новыми условиями обучения, новыми учителями, одноклассниками или даже школой.
развернуть

 

Ситуация новизны всегда является для ребенка в той или иной степени тревожной.

Перед учащимися 4 класса может встать ряд проблем, возникающих в этот период:

  • Трудности при взаимодействии с учителем.
  • Тревожность при ответах у доски.
  • Страх перед контрольными работами.
  • Неспособность писать и думать в задаваемом учителем темпе.
  • Увеличение учебной нагрузки при выполнении домашних заданий.

 

Часто в этот период от родителей можно услышать такие слова: «Мой ребенок становится неуправляемым», «Как трудно стало с ним общаться», «Ребенок не успевает выполнять домашние задания» и т. п.

Важно знать о тех изменениях, которые происходят во внутреннем состоянии ребенка на уровне психофизиологии. Зная о них, можно избежать много проблемных ситуаций в поведении ребенка, а также трудностей в общении с ним.

К четвертому классу у большинства детей уже складывается индивидуальный стиль учебной работы, который хорошо прослеживается при выполнении ребенком домашних заданий. Так, например, одни приступают к урокам сразу после прихода из школы, другим же требуется время на отдых. Кто-то быстро и легко включается в работу, а кому-то необходимо больше времени. Один ребенок начинает выполнять домашние задания с трудных учебных предметов, другой, наоборот, с легких. Есть дети, которые лучше усваивают материал с опорой на графические изображения (рисунки, схемы и т.д.), и есть те, которые предпочитают словесное объяснение.

Различия в общем подходе к выполнению учебной работы связаны с индивидуально-типологическими особенностями детей, темпераментом, их работоспособностью, спецификой познавательного развития, преобладающим типом восприятия и переработки информации, неодинаковым интересом к различным учебным предметам и т.д.

Рекомендация для родителей: родители также могут способствовать развитию учебных навыков ребенка: когда будут учить его выделять главную мысль, запоминать содержание и пересказывать его с опорой на план, попросив ребенка рассказать содержание прочитанной книги, увиденного кинофильма, описать события прошедшего дня, совместной прогулки или поездки.

Физиологические особенности:  усиление роста, прирост объема мышц,

замена молочных зубов. В возрасте 9-11 лет у детей заканчивается окостенение запястья, фаланг пальцев руки. В силу этих особенностей при неправильной посадке учащегося во время выполнения домашнего задания, при использовании мебели, не соответствующей его росту, при физической нагрузке, превышающей возможности ребенка, у него может возникнуть искривление позвоночника. Для правильного протекания процесса окостенения ткани ребенку необходимо обеспечить полноценное питание, достаточное пребывание на свежем воздухе, привлекать его к посильному физическому труду.

Ведущий вид деятельности, проявление интересов и склонностей. В 4-ом классе основным механизмом познания окружающего мира является учебная деятельность. В это время у большинства школьников намечается дифференциация учебных интересов, складывается разное отношение к учебным предметам: одни дисциплины нравятся больше, другие – меньше. Предпочтение тех или иных учебных предметов во многом связано с индивидуальными склонностями и способностями ребенка: кому-то нравится математика, у кого-то ярко проявляются лингвистические способности и т.д.

Родителям нужно поддерживать у ребенка его склонности. Также необходимо помнить о том, что жизнь ребенка не ограничивается стенами школы. За ее пределами он может быть погружен в такие занятия, которые позволяют ему проявить свои способности, добиться успеха, обрести уверенность в себе.

Новообразование. В данном возрастном периоде возрастает способность к осознанию  причин учебных успехов и неудач. Развивается личностная рефлексия. Ребенок постепенно начинает осознавать и дифференцировать свои личностные качества. В этом возрасте возникает потребность в саморазвитии. Ребенок начинает осознавать свои права и обязанности. Самооценка становится более устойчивой. Тем не менее, самооценка может варьировать от заниженной до завышенной, в идеале быть адекватной, что во многом определяется оценками учителя и родителей  учебной деятельности ребенка и его личности. Появляется возможность объективно оценивать свои достоинства и недостатки, повышается способность к самоконтролю. Важно помнить, что в этот период в образ «Я» включается чувство «умелости, компетентности», то есть осознание собственной возможности делать порученное дело хорошо, включается способность к планированию своей деятельности.

Познавательные процессы. К 9-10 годам дети способны достаточно долго сохранять внимание и выполнять произвольно заданную программу действий. Память претерпевает изменения – приобретает черты произвольности, становится сознательно регулируемой и опосредованной (требует осмысления, выстраивание логических структур). Неумение ребенка запоминать увеличивающиеся объемы материала сказывается на его учебной деятельности и влияет в конечном итоге на отношение к учебе и школе.

В младших классах, где от ученика требуется лишь простое воспроизведение небольшого по объему материала, способ «просто запомнить» позволяет справляться с учебной нагрузкой. Но нередко он остается у школьников единственным на протяжении всего обучения в школе. Это связано в первую очередь с тем, что в этом возрасте ребенок не овладел приемами смыслового запоминания, его логическая память осталась недостаточно сформированной. Процесс развития логической памяти у младших школьников должен быть специально организован, поскольку в подавляющем большинстве дети этого возраста самостоятельно не используют приемы смысловой обработки материала и с целью запоминания прибегают к испытанному средству – повторению.

Эмоциональные особенности. Ребенок этого возраста активно размышляет по поводу своих действий, может утаивать свои переживания. Внешне ребенок может не проявлять своё эмоциональное состояние. Именно эти изменения приводят к всплеску эмоций, желанию сделать то, что хочется, к капризам. Может наблюдаться неустойчивость настроения и т.д. Неудача у четвероклассника вызывает резкую потерю интереса к делу, а успех – эмоциональный подъем. Четвероклассники могут резко, импульсивно выражать свои чувства. Сначала говорят, а потом думают. Эмоционально быстро включаются в споры. В этом возрасте начинает развиваться чувство юмора, возникает желание рассказывать смешные истории. Есть скрытые страхи, хотя детям хочется выглядеть бесстрашными. Необходимо обратить внимание, что в этом возрасте родителям важно учить детей самоконтролю, терпимости, уважать права и чувства других людей. Это период «завершения детства и перехода к взрослости» может выражаться в повышении эмоционального реагирования на трудности, в появлении чувства одиночества, ощущения собственной ненужности. В связи с чем очень важным является осуществление позитивного ненавязчивого контроля за ребенком со стороны родителей.

Социальная ситуация развития. На протяжении младшего школьного возраста начинает складываться новый тип отношений с окружающими людьми. Безусловный авторитет взрослого постепенно утрачивается, все большее значение для ребенка начинают приобретать сверстники. Их мнение становится для ребенка более важным, чем мнение взрослых.

Четвероклассник продолжает приспосабливаться к системе требований взрослых, связанных с его учебной деятельностью, а также – к системе требований сверстников при общении с ними. Развивается сотрудничество, формируется способность интересоваться другими людьми и принимать участие в их делах. Активизируется общение с противоположным полом. Происходит первичное осознание ценностных ориентаций. Дети усваивают разницу в социальных статусах, вырабатывают к этому собственное отношение. В этом возрасте могут развиваться социальные страхи (боязнь не соответствовать общепринятым нормам, образцам поведения).

Нужно не забывать хвалить его чаще, что поможет добиться новых успехов, а также укрепит его уверенность в себе.

Почему нужно хвалить ребенка?

  • Похвала формирует доверительные отношения. Получая позитивный отклик на свои действия от значимых взрослых, ребёнок понимает, что его любят, о нём заботятся, за его поступками следят и ему готовы помочь.
  • Похвала дарит веру в себя. Регулярное одобрение позволяет поверить в себя и свои силы. Ребёнок, которого часто хвалят родители, не будет реагировать на неконструктивную критику чужих людей. Он знает, что если у него что-то не получается, это нестрашно. Нужно лучше стараться и пробовать ещё. Это залог формирования здоровой самооценки.
  • Похвала поддерживает мотивацию. Бывает, если нашу работу раскритиковали, то и доделывать её нет желания. Например, если у ребёнка есть трудности в понимании математики и его постоянно ругают за то, что он не может сразу правильно решить задачу, то у него может пропасть мотивация заниматься точными науками. И наоборот: если вы будете выискивать те моменты, за которые можно похвалить, ребенок будет заниматься охотнее.

Мотивация. В 4 классе у ребенка окончательно закрепляется мотивация к бучению в школе. Она может быть:

негативная (ребенку не хочется и не нравится ходить в школу, у такого ребенка даже при хорошем развитии психических процессов нет успешной обучаемости);

формальная (ребенку нравится ходить в школу, но не для получения знаний, а ради формальных признаков: пообщаться с другими детьми, поиграть и т.д.);

содержательная (ребенок любит ходить в школу, ему нравится получать новые знания, такие дети обычно достаточно успешны). Для укрепления интереса к школе следует постоянно разговаривать с ребёнком по поводу того, что он узнал нового на уроках, при выполнении домашних заданий.

Общение. Дети 9-10 лет отличаются большой жизнерадостностью, внутренней уравновешенностью, постоянным стремлением к активной практической деятельности. Они легко и охотно выполняют поручения и отнюдь не безразличны к той роли, которая им при этом выпадает. Они хотят ощущать себя в положении людей с определенными обязанностями, ответственностью и доверием.

Не стоит говорить при ребенке негативно о его одноклассниках и их родителях, так как отрицательная оценка может стать причиной появления в классе изгоя.

Таким образом, данный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Здесь заканчивается строительство фундаментальных характеристик ребенка, на основе которых будет продолжено развитие в подростковом возрасте. Дети этого возраста ценят в людях физическую силу, ловкость, смелость, находчивость. Мальчики склонны постоянно мериться силами, готовы соревноваться буквально во всем. Их захватывают игры, содержащие тайну, приключения, поиск. Активно увлекаются коллекционированием. Доброжелательное отношение и участие взрослого, учет индивидуальных психофизиологических особенностей вносят оживление в любую деятельность четвероклассников и вызывает их активность.

Ни одна школа, какой бы совершенной ни была ее программа и какими бы талантливыми ни были учителя, не может дать ребенку того, что дают ему родители, – любви, доверия и стабильности в отношениях. Эти отношения являются ядром самооценки ребенка и влияют на его решения, выбор друзей и способности в учебе. Ребенок, в которого верят и которому помогают, способен добиться высоких результатов в учебе и увлечениях.

Уважаемые родители, если у вас возникнут проблемы, то учителя, психолог всегда готовы вам помочь!

 

 

Памятка-пожелание родителям учащихся 4-х классов.

Дорогие родители! Ваш ребёнок завершает обучение на I ступени общего среднего образования. Как же помочь ему успешно освоить учебную программу и стать более самостоятельным и культурным человеком?

Прежде всего, продолжите работу по формированию навыка осмысленного осуществления ребёнком всех его действий. У многих детей данного возраста продолжает господствовать стихийное поведение, обусловленное привычкой просто гулять по улице, бегать, смотреть во многих действиях обнаружить трудно, да и взрослые не всегда стремятся его найти вместе с ребёнком. Отставания в учёбе чаще всего являются следствием того, что взрослые не побуждают ребёнка постоянно задавать себе вопрос: «Для чего я это делаю?».

Требуется не только стимулировать поиск ребёнком ответа на вопрос о смысле большинства его поступков, но и учить находить несколько вариантов достижения поставленной цели, а затем выбирать наилучший, представляя последствия того или иного выбора. Тогда появится опыт интеллектуальной поисковой работы и ответственного поведения, требующих наличия соответствующих знаний, помогающих улучшить повседневную жизнь, успешно реализовать потребности и интересы ребёнка. Учёба в школе станет более обоснованной.

Для укрепления интереса к школе следует постоянно разговаривать с ребёнком по поводу того, что он узнал нового на уроках, при выполнении домашних заданий.

Также важно продолжить воспитание навыков проявления воли, терпения, самоконтроля в общении с родителями, друзьями при выполнении различной домашней работы. В 9-10 лет у ребенка уже должно быть выработано чувство долга перед собой и окружающими. Оно предполагает умение легко подчиняться тем требованиям родителей, других родственников, учителей, которые направлены на физическое, умственное, нравственное, эстетическое развитие ребёнка, дальнейшее возрастание его обоснованной самостоятельности.

Поэтому ваши требования к культуре поведения ребёнка дома, в школе, на улице должны не уменьшаться, а возрастать. Старайтесь спокойно и аргументированно объяснять важность их выполнения для обеспечения физического и психического здоровья ребенка, а также установления доброжелательных отношений с людьми.

 

свернуть

«КАК НАУЧИТЬ СВОЕГО РЕБЕНКА ЖИТЬ В МИРЕ ЛЮДЕЙ»

Каждый родитель стремится вырастить умного, способного, доброго, отзывчивого ребёнка, но получается это не у всех. Дети вырастают избалованными, капризными, высокомерными. Одним словом, испорченными. В этой статье мы посоветуем, что делать, чтобы с вашим ребёнком подобного не произошло.
развернуть

 

   Мы как ответственные родители желаем вырастить своего ребёнка максимально подготовленным к самостоятельной жизни в этом непредсказуемом мире. Но давайте говорить правду: многие под «подготовкой к самостоятельной жизни» подразумевают лишь хорошее формальное образование. С ранних лет ребёнка учат математике, письму, естествознанию и другим наукам, а чуть позже отдают в сильную школу. Безусловно, всё это полезно и обязательно пригодится во взрослой жизни, но достаточно ли этого, чтобы вырастить неиспорченного ребёнка?

   Давайте подсчитаем, сколько раз вы видели умных и образованных детей, которые зациклены на себе и которых не интересует даже мнения, желания и интересы самых близких им людей?   Сколько раз вам попадались неглупые дети, которые ни во что не ставят своих родителей (неуважение, грубость, высокомерие, наглость, ложь)? А сколько раз вы встречали отличников, которые уже в зрелом возрасте полностью зависят от родителей? Таких детей часто называют испорченными. И правда в том, что не существует такого гена, который мог бы «испортить» ребёнка. Единственные, кто может это сделать, – это его родители.

   Стоит понять одну вещь: отзывчивый, заботливый, бескорыстный ребёнок не получается случайно, это заслуга только его родителей. Потому что ключевое влияние на малыша оказывают именно они. Ваш ребёнок – это отражение вас самих. Поэтому самый лучший совет по воспитанию идеального ребёнка – быть для него наглядным примером. Но если бы всё было так просто, то проблем с воспитанием не возникало бы.

    Вот несколько советов, которые могут помочь вам вырастить щедрого, заботливого и ответственного человека. Прежде чем вы прочитаете их, спросите себя, какие черты характера вы хотите увидеть в своём ребёнке через несколько лет? Пусть ваши ответы станут для вас заветной целью, которую вы будете преследовать, воспитывая своё чадо.

  1. Любите, но обозначьте границы.

   Воспитание неиспорченного ребёнка – это всегда балансирование между двумя крайностями: любовью и границами дозволенного, теплотой и строгостью, щедростью и отказом.

   Каждое утро спрашивайте себя: «Если бы я мог научить сына (дочь) только чему-то одному сегодня, что бы это могло быть?». Проверяйте, соответствует ли ответ вашим целям, которые вы преследуете в воспитании. А вечером задавайте контрольный вопрос: «Чему я научил своего ребёнка сегодня?».

  1. Перестаньте опекать!

   Хорошее воспитание – это не о том, чтобы быть уверенным, что ваш ребёнок счастлив. Это больше о том, чтобы научить его справляться с неудачами, отказами, ошибками и неприятностями.

   Постоянное ограждение ребёнка от всего, что может вызвать разочарование, не поможет ему овладеть этим критически важным навыком. Это не научит его преодолевать трудности, полагаясь только лишь на свои силы.

    Прекратите опекать своего ребёнка. Дайте ему возможность научиться управляться со своей жизнью самостоятельно, пока ещё ошибки не так болезненны.

  1. Учите сопереживать

   Неиспорченные дети научены не всегда ставить себя на первый план. Вместо этого они умеют считаться с мнениями, желаниями и интересами окружающих людей (особенно близких).

   Эмпатия – это способность, которая даёт возможность маленькому человеку думать и смотреть на происходящее с позиции другого. Это фундамент для развития таких черт характера, как уважение, сдержанность, доброта, бескорыстие.

  1. Развивайте финансовую ответственность

   Одна из наших главных задач как родителей – научить ребёнка жить, полагаясь только на себя. Это значит, что мы должны его научить управлять своими финансами самостоятельно, а не ждать бесконечных подачек от родителей.

Десять заповедей для родителей

  1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты, или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
  2. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь – как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот – третьему, и это необратимый закон благодарности.
  3. Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо, что посеешь, то и взойдет.
  4. Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам, и будь уверен – ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть, и больше, поскольку у него нет опыта.
  5. Не унижай!
  6. Не забывай, что самые важные встречи человека – это его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них: мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.
  7. Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка. Мучь, если можешь, но не делаешь. Помни: для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.
  8. Ребенок – это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не «наш», «свой» ребенок, но душа, данная на хранение.
  9. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.
  10. Люби своего ребенка любым – неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним, радуйся, потому что ребенок – это праздник, который пока с тобой.

 

Список использованных источников:

  1. Гришанова, О.С. Интерактивные формы взаимодействия семьи и школы. 5-9 классы: родительские собрания, диагностические и рекомендательные материалы / О.С. Гришанова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 179 с.
  2. Дереклеева, Н.И. Классные часы по теме «Нравственность». / Н. И. Дереклеева. – М.: 5 за знания, 2007. – 173 с.
  3. Карнаух, И.10 заповедей для родителей от Януша Корчака [Электронный ресурс] / И. Карнаух // Профессионалы.ru. – Режим доступа: https://professionali.ru/Soobschestva/psi-faktorvzglyad/10-zapovedej-dlya-roditelej-ot-yanusha-92429263/.
  4. Луговцова, А. Всемирное кафе: маленькие беседы с большим смыслом [Электронный ресурс] / А. Луговцова // Адукатар. – Режим доступа: http://adukatar.net/wp-content/uploads/2011/07/19_Pages_37-41.pdf.
  5. Сергеева, М. В. Методическая разработка. Родительское собрание «Нравственные уроки моей семьи» [Электронный ресурс] / М. В. Сергеева // Педпортал. Библиотека материалов для работников школы. – Режим доступа: https://pedportal.net/doshkolnoe-obrazovanie/raznoe/metodicheskaya-razrabotka-roditelskoe-sobranie-quot-nravstvennye-uroki-moey-semi-quot-651254.
  6. Эфейдиев М.М. https://proshkolu.ru/user/murtaza12/blog/
  7. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2020/05/26/test-dlya-roditeley-kakoy-vy-roditel Тест «Какой вы родитель?».
свернуть

«РЕБЁНОК И КОМПЬЮТЕР».

 

 

Каким образом использование компьютера и гаджетов влияет на здоровье и безопасность детей? Стоит ли ограничивать время их использования? Эти вопросы волнуют сегодня как родителей, так и педагогов.

Слово «гаджет» образовано от английского «gadget», переводится как «прибор, приспособление». Основные виды гаджетов, которые используют учащиеся, условно можно разделить на две категории.

  1. Мобильные гаджеты – сюда можно отнести смартфоны, планшеты и другие средства коммуникации.
  2. Смарт-часы – в эту категорию выделяют как электронные часы, снабженные множеством дополнительных функций, так и фитнес-браслеты, созданные специально для того, чтобы отслеживать активность.

Можно выделить следующие положительные моменты использования данных устройств:

  • Обучение младших школьников. В интернете для детей можно подыскать различные обучающие программы, сайты о природе, искусстве, других удивительных вещах. Не выходя из дома, вы с ребёнком можете посетить виртуальный музей или принять участие в интеллектуальной олимпиаде.
  • Доступ прямо из дома к большому количеству полезной информации. В интернете школьники могут прочитать последние новости, найти тексты книг, отыскать интересную информацию. Преимущество интернета перед библиотекой – мгновенное поступление новой информации.
  • Связь с одноклассниками и учителями. Очень хороши специальные блоги и группы в социальных сетях, создаваемые для учеников определенного класса. Здесь учитель и ученики могут обмениваться информацией и новостями, совместно работать над проектами и др.

Ненормированное использование гаджетов может привести к ряду негативных последствий:

  • Проблемы со здоровьем. Частое сидение за компьютером или планшетом может привести к ухудшению зрения, нарушению осанки, проблемам с мышцами (от их длительной неподвижности), кислородному голоданию мозга (в результате сдавливания сосудов и отсутствия свежего воздуха), расстройствам сна.
  • Психологические проблемы. Дети, с раннего возраста много пользующиеся гаджетами и мало времени проводящие со сверстниками, могут иметь проблемы с социальной адаптацией. Им трудно общаться с людьми, находить с ними общий язык, они робки и застенчивы, мало знают о жизни за пределами компьютера и часто теряются в реальных жизненных ситуациях.
  • Зависимость. Это самое серьезное последствие от использования персональных компьютеров и гаджетов. Оно формируется под влиянием многих аспектов (частое использование устройства, отсутствие других интересов в жизни, проблемы личного характера и т.д.).

Что мы можем сделать, чтобы гаджеты не оказывали негативного влияния на наших детей? Задача взрослых – научить детей правильно и с умом использовать гаджеты. И, конечно, самое главное – уделять как можно больше внимания общению со своим детьми.

Дети воспринимают интернет как повседневную и естественную среду обитания и зачастую оказываются неспособны предвосхитить риски и угрозы сети, в результате чего оказываются среди наиболее уязвимых категорий ее пользователей. Поэтому при освоении цифровых технологий они нуждаются в поддержке самых близких и значимых взрослых, ответственных за их жизнь, здоровье и безопасность – своих родителей.

Родители, приходя вечером с работы и видя свое чадо с искрящимися глазами возле ноутбука, задают себе один и тот же вопрос: что за магнит есть в просторах интернета и притягивает внимание всех детей?

На самом деле, все предельно просто. Дети – это маленькие растущие личности, которые глотают общение и информацию, как воздух – жадно и восхищенно. Для них интернет – другая планета, на которой они чувствуют себя комфортно и свободно. Почему? Потому что можно покрутить ее, как глобус, и найти тот континент, ту потребность, которой так не хватало, и реализовать ее одним щелчком мыши.

В сети ребенок не менее уязвим, чем в реальном мире. Поэтому очень важно не только самим знать правила поведения в виртуальном мире, но и рассказать о них детям.

Научить ребенка основам кибербезопасности быстро вряд ли получится. Это процесс комплексный, требующий сил, терпения и времени. Приступать к обучению лучше всего с момента, когда ребенок получает первый гаджет.

В целом, существует три категории угроз, с которыми дети сталкиваются в интернете:

  1. Незнакомцы. Злоумышленники скрываются на сайтах, привлекающих детей, таких как сайты социальных сетей и онлайн-игр. Такие злоумышленники часто сами притворяются детьми. Этот метод называется кэтфишинг. Также существуют хакеры и киберпреступники, атакующие всех пользователей с недостаточно высоким уровнем безопасности, не важно, ребенок это или взрослый. Они также могут попытаться обманом выяснить у ребенка пароли или платежную информацию.
  2. Сверстники. Ваш ребенок может подвергаться издевательствам или травле со стороны своих знакомых. Это часто происходит в личных чатах в социальных сетях и приложениях для обмена сообщениями. Иногда другие дети могут публиковать личную информацию вашего ребенка, что доставляет ему сильные страдания. Если такая информация имеет сексуальный характер, например, интимные фотографии, это может быть уголовным преступлением.
  3. Сами дети. Дети без присмотра могут сами создать для себя опасные ситуации в сети. Они часто нажимают кнопки или устанавливают программное обеспечение, не понимая последствий своих действий, а также публикуют личную информацию, например, дату рождения или адрес.

Некоторые из этих угроз являются социальными угрозами – они связаны с вымогательством или манипуляциями. Часто незнакомец завоевывает доверие ребенка, а затем пользуется этим. Чтобы защититься от этих угроз, ребенку необходимо знать, как безопасно общаться с другими людьми.

Другой тип угроз – это цифровые угрозы, когда кто-то использует технологии для доступа к данным. Это могут быть вредоносные программы (например, для кражи личных данных), или фишинг (вынуждение обманным путем посетить поддельный веб-сайт). Для защиты от такого типа угроз необходимо объяснить ребенку, как правильно использовать интернет и установить надёжные антивирусные программы.

Цифровой мир не должен пугать детей и родителей. Гораздо правильнее не беспокоиться о том, что может случиться, а сосредоточиться на обучении детей навыкам, необходимым для безопасности в сети.

На сайте учреждения образования во вкладке ресурсного центра «Информационная культура и безопасность» размещены материалы о безопасности в интернете, которые будут понятны даже тем, кто далек от техники. Доступ – по ссылке (https://stradech.roobrest.gov.by/об-учреждении/ресурсный-центр).

Если вы заметили, что, побывав в сети, ваш ребенок ведет себя непривычно тихо (или же наоборот чересчур возбужден и раздражителен), вероятно, с ним произошло что-то нехорошее это стоит обсудить.

Роль беседы с глазу на глаз трудно переоценить. С одной стороны, она позволяет выявить проблему прежде, чем та выйдет из-под контроля. А с другой, дает ребенку понять, как он важен для вас. Относитесь к вопросам кибербезопасности всерьез. Тогда вы послужите примером для своих детей, и они будут без страха и с удовольствием пользоваться интернетом. А когда подрастут, у них уже будет сформировано представление о сетевом этикете.

 

свернуть

КНИГИ В ЖИЗНИ ШКОЛЬНИКА

 

Книга для детей – это в самом деле хорошая пища – вкусная, питательная, светлая, способствующая их духовному росту.

К.И. Чуковский

Корне́й Ива́нович Чуко́вский (Николай Корнейчуков,18821969) – русский советский поэт, публицист, литературный критик, переводчик и литературовед, детский писатель, журналист.

 

Я люблю книги: каждая из них мне кажется чудом, а писатель магом, я не могу говорить о книгах иначе, как с волнением, с радостным энтузиазмом.

М. Горький

Макси́м Го́рький (Алексе́й Макси́мович Пешко́в, 18681936) – советский писатель, поэт, прозаик, драматург, журналист, публицист и общественный деятель.

 

Книга – это лекарство для души, и кладовая наук, и источник мудрости.

А.Г. Глухов

Алексей Гаврилович Глухов (1925–2015) – советский и российский журналист и писатель, историк книги, библиотечного дела. 

 

Исследователи считают, что для детей младшего школьного возраста бумажный вариант книги предпочтительнее, поскольку в этот период у ребенка совершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому, понятийному мышлению. В связи с этим текст на бумаге воспринимается значительно ярче и в большей степени заставляет сопереживать героям и рассказанным событиям.

Отмечается, что при чтении мозг старается создавать определенные зацепки, «якоря». Когда мы имеем дело с бумажной книгой, этими зацепками служат цвет обложки, формат издания, характеристики переплета, вид страниц, запахи, расположение текста, наличие картинок. Благодаря всему этому в голове создается структура, помогающая выискивать в памяти нужную информацию. В электронном же варианте все тексты одинаковы, поэтому мозгу не за что зацепиться, кроме самих данных. Если мы не взаимодействуем с книгой, то она не произведет на нас никакого эффекта, наш мозг просто не начнет работать.

Физическое ощущение тоже имеет большую ценность для мозга человека. Перелистывание страниц оказывает положительное влияние на качество запоминания информации, т.к. между ними устанавливается визуальная связь, представляющая собой что-то вроде карты закладок. Не меньшее влияние оказывает возможность оценить продвижение в чтении – не в виде цифр, как в современных устройствах, а по толщине прочитанных страниц, их соотношению к общему размеру произведения. Запах листочков, текстура страниц, вид печати – все это учитывается мозгом и делает бумажный формат крайне интересным и ценным.

Кроме этого, тактильные ощущения от контакта с книгой дает мозгу важное ощущение объема произведения – ребёнок может мысленно путешествовать по страницам.

При чтении бумажной книги мы ярче переживаем эмоции. Опять же, это подтверждено опытами. Ученые исследовали физиологические реакции организма, в частности, активность нервной системы при чтении бумажных и электронных книг. В первом случае эти реакции были почти в два раза выше.

Запах книжных страниц, удовольствие от приобретения свежего томика в красивой обложке, рассматривание корешков на полках домашней библиотеки… Проще говоря, бумажные книги сами по себе вызывают больше приятных эмоций.

Еще несколько десятилетий назад хорошую книгу было трудно приобрести, да и качество полиграфических изданий не всегда удовлетворяло. Сегодня издаются прекрасные книги, есть возможность пользоваться библиотеками, которые постоянно пополняются новыми книгами, приобрести любое произведение в магазине или заказать книгу.

 

Рекомендации для родимтелей:

  1. Подавайте личный пример чтения.Ребенок не должен быть дома книгочеем – одиночкой.
  2. Показывайте, что вы цените чтение: покупайте книги, дарите их сами и получайте в качестве подарка.
  3. Интересуетесь кругом чтения ребенка, беседуйте о прочитанном.
  4. Учитывайте личные интересы ребенка. Пусть дети сами выбирают себе книги и журналы.
  1. Подпишитесь на журналы для ребёнка с учётом его интересов.
  1. Поощряйте ребенка в посещении библиотеки и ее мероприятий.
  2. После просмотра кинофильмов, мультфильмов читайте одноименные книги, сравнивайте, обсуждайте.
  3. Предложите ребенку читать вслух кому-нибудь из членов семьи.
  4. Не наказывайте за плохое чтение. Чтение – процесс, не терпящий насилия.

 

В своей книге «Как роман» французский писатель Даниэль Пеннак сформулировал 10 правил детского чтения. Эти правила помогли заинтересовать чтением многих детей, поэтому их можно смело рекомендовать как программу по воспитанию читающего ребенка. Попробуйте применить эти правила и вы. Возможно, они помогут и вашему ребенку открыть в себе читателя.

10 правил детского чтения:

  1. Право не читать.

          Не заставляйте ребенка читать силой. Придумайте способы, как заинтересовать его чтением.

  1. Право перескакивать.

          Ребенок имеет право перелистывать скучные страницы (например, описания природы) и читать то, что ему интересно.

  1. Право не дочитывать.

          Никогда не заставляйте ребенка дочитывать до конца не заинтересовавшую его книгу. В этом мире так много увлекательного, Ваш ребенок обязательно найдет то, что ему понравится!

  1. Право перечитывать.

          Позволяйте перечитывать любимую книгу столько раз, сколько ребенок хочет.

  1. Право читать что попало.

          На первый взгляд, это правило кажется спорным, но оно важно. В школьном мире каждый ребенок испытывает достаточно запретов, поэтому в домашнем чтении он должен иметь полное и безоговорочное право самому выбирать книгу для чтения. Позвольте ему делать это, исключив из поля выбора опасные книги.

  1. Право на боваризм (восторженно-возвышенное отношение к прочитанному, нежелание увидеть грань между фантазией и реальностью).

          Никогда не высмеивайте идеалы подростков, будьте толерантны, даже, если Вы понимаете, что любимый герой Вашего ребенка далек от реальной жизни.

  1. Право читать где попало.

          Не запрещайте ребенку читать в кровати, в метро или автобусе, даже за едой. Если ребенок берет с собой книгу, это лучшее, чего Вы могли бы добиться: он полюбил чтение!

  1. Право читать вслух.

          Иногда ребенок может захотеть прочитать Вам вслух особенно понравившееся ему место в книге. Выслушайте его, уделите ему время. Чтение вслух полезно: оно развивает дикцию, слуховую и зрительную память. Но главное, это означает, что ребенок хочет разделить с Вами радость от прочитанного. Цените это!

  1. Право втыкаться («выудить с полки первую попавшуюся книгу, открыть ее на любой странице и воткнуться на минутку, потому что у нас в распоряжении только эта минутка и есть»).

          Никогда не запрещайте этого! Даже две прочитанные страницы расширяют кругозор. Если читателю попалась в руки книга, до которой он пока «не дорос», это также несет пользу: книга обязательно останется в памяти и ребенок вспомнит о ней в нужный момент.

  1. Право молчать о прочитанном.

          Нормально, если ребенок не хочет обсуждать с Вами прочитанное. Скорее всего, это означает, что сейчас он к этому не готов, но совсем не обязательно равнозначно тому, что читатель остался к книге равнодушен. Не вытягивайте из ребенка информацию, просто подождите.

 

         

 

свернуть
-->