3 класс

Значение школьной отметки в жизни ребенка.

Так что же такое оценка и отметка? Оценка – словесное выражение. Толковый словарь Ожигова: «Мнение о ценности, уровне или значении кого-нибудь, чего-нибудь». Отметка – цифровое выражение. Толковый словарь Ожигова: «знак, обозначающий в учебной системе оценку знаний учащихся».
развернуть

  Ребенок должен понять, что учится для себя, а не для родителей. Необходимо сформировать у ребенка определенную мотивация к обучению. Некоторые родители “выколачивают” отметки из своих детей, заставляя их трудиться по пять часов. В результате у ребенка не останется времени для прогулки, а она необходима. Подобное “усердие” под вашим нажимом, дорогие родители, это вы знаете сами, не только переутомление ребенка, но и быстрая потеря интереса к учению. Нет, не всегда нам нужно стремиться к тому чтобы у ребенка в тетради были одни “10”. Свои требования вы должны соизмерять с его возможностями. И глупо из-за своего честолюбия настаивать на том, чтобы дети приносили только “10”. Это может не только повлиять на здоровье, но и привести к тому, что у ребенка появиться нездоровое честолюбие и другие скверные черты. Например, когда после “10” вдруг полученная “8” вызывает слезы! Или когда ребенок надувает губы, если тетрадь его не лежит первой! За этими поступками скрываются черты эгоизма.   Правда, пока еще едва заметные. Несколько слов хочу сказать о детях, у которых устает рука при письме, им надо больше рисовать, вырезать, мастерить. А вместо этого дома заставляют переписывать одну и ту же работу по 5-6 раз. Иногда некоторые из родителей, чтобы улучшить отметку чада, сами подправляют неудачные буквы, а иногда, это уже совсем выходит за рамки, пишут всю работу. Отбросьте, пожалуйста, ложное самолюбие, не пугайтесь”3” и, самое главное, не учите ребенка лгать!

     Помните, что наказывая ребенка, вы не повысите его успеваемость, но можете его нравственно искалечить, озлобить, сделать лживым, трусливым, а иногда упрямым и грубым. В школе ребенок впервые сталкивается с внешней оценкой своих действий. Первые оценки связаны для него как с положительными, так и с отрицательными переживаниями. Если мы хотим, чтобы главным для ребенка оставались знания, а не оценки, необходимо определиться, прежде всего нам самим. Отношение ребенка к оценкам во многом зависит от нашего отношения к ним. Если мы, говоря о школе, прежде всего, расспрашиваем об оценках и бурно реагируем на плохие, для ребенка оценка станет основной частью школьной жизни.

Памятка для родителей «Как относиться к отметкам ребенка»

– Учите ребенка критически оценивать себя и свои поступки (посмотреть на себя со стороны), а не только критиковать своих одноклассников и учителя. Помогайте и ободряйте.

– Не ругайте своего ребенка за плохую отметку. Ему очень хочется быть в Ваших глазах хорошим. Если быть хорошим не получается, ребенок начинает врать и изворачиваться.

– Сочувствуйте своему ребенку, если он долго трудился, но результат его труда невысок. Объясните ему, что важен не только высокий результат. Больше важны знания и умения, которые он сможет приобрести в результате упорного ежедневного труда.

– Не заставляйте своего ребенка вымаливать себе оценку в конце четверти ради Вашего душевного спокойствия. Не учите ребенка ловчить, унижаться и приспосабливаться ради положительного результата в виде высокой отметки.

– Никогда не выражайте вслух сомнения по поводу объективности выставленной оценки. Есть сомнения – идите в школу и попытайтесь разобраться в ситуации. Не обвиняйте беспричинно других взрослых и детей в проблемах собственного ребенка.

– Поддерживайте собственного ребенка в его победах, устраивайте праздники по случаю получения хорошей отметки. Демонстрируйте положительные результаты своего труда, чтобы ребенку хотелось вам подражать

– Давайте ребёнку возможность «блеснуть» своими достижениями, пусть даже самыми малыми.

– Избегайте в своей речи фраз: «Ты как всегда всё перепутал! Вечно у тебя всё не получается!» Такими словами вы убеждаете ребёнка, что все его попытки что-то сделать всегда были неудачными.

– Избегайте разговоров на тему, что все в вашей семье были отличниками, и единственная приемлемая отметка – это пятёрка.

– «Двойка» – достаточное наказание, и не стоит дважды наказывать за одни и те же ошибки. Оценку своих знаний ребенок уже получил, и дома от своих родителей он ждет спокойной помощи, а не новых попреков.

– Показывайте ребёнку, что вы рады даже «небольшим», с вашей точки зрения, его успехам.

– Хвалите – исполнителя, критикуйте – исполнение. Оценка должна иметь точный адрес. Ребенок обычно считает, что оценивают всю его личность. Адресовать к личности надо похвалу. Положительная оценка должна относиться к человеку, который стал чуточку более знающим и умелым.

– Оценка должна сравнивать сегодняшние успехи ребенка с его собственными вчерашними неудачами. Не надо сравнивать достижения ребенка с государственными нормами оценивания или с успехами соседского Саши. Ведь даже самый малый успех ребенка – это реальный успех, победа над собой, и она должна быть замечена и оценена по заслугам.

– Не скупитесь на похвалу. Нет такого двоечника, которого не за что было бы похвалить. Выделите из потока неудач крошечный островок, соломинку успеха, и у ребенка возникнет плацдарм, с которого можно вести наступление на незнание и неумение.

–  Только вместе со школой можно добиться желаемых результатов в воспитании и обучении детей. Учитель – первый союзник и друг вашей семьи.

–  Обязательно посещайте все занятия и собрания для родителей.

–  Ежедневно интересуйтесь учебными успехами ребенка, спрашивая, что он узнал нового, чему научился, а не только, что получил.

 – Регулярно контролируйте выполнение ребенком домашнего задания, помогайте иногда, если ребенок испытывает затруднение, но не делайте работу за него.

– Помните, что мы ребёнка любим безусловно, а не за отметки, которые он принёс (нас дома ведь ждут не только в день зарплаты…)

 

У оптимистичных родителей – оптимистичные дети, а оптимизм – защита от тревожности!

 

 

 

 

 

 

свернуть

«Психологические и физиологические особенности третьеклассников»

Младший школьный возраст охватывает детей 6-7-8-9 лет. Чем отличается третьеклассник от первоклассника, второклассника? Надо ли относиться к нему по-другому? Что могу сделать я как родитель, чтобы мой ребенок развивался гармонично, чтобы мог справляться с трудностями, чтобы учился успешно, чтобы ощущал себя счастливым?
развернуть

 

Принципы воспитания и обучения учитывают индивидуальные и психологические особенности. Однако в каждой возрастной группе детей существуют некоторые различия. Эти различия необходимо учитывать и педагогам (в организации учебной деятельности), и родителям (во взаимодействии с детьми).

Ведущее значение в этот период приобретает учебная деятельность. Основным новообразованием в этом возрасте является отвлеченное словесно-логическое и рассуждающее мышление, возникновение которого существенно перестраивает другие познавательные процессы детей.

Физиологические особенности третьеклассников.

Младший школьный возраст охватывает период жизни от 6 до 11 лет. Это возраст относительно спокойного и равномерного физического развития.

  • Увеличение роста и веса, выносливости, жизненной емкости легких идет довольно равномерно и пропорционально.
  • Костная система младшего школьника еще находится в стадии формирования – окостенение позвоночника, грудной клетки, таза, конечностей еще не завершено. В костной системе еще много хрящевой ткани. Чрезмерные физические нагрузки быстро приводят к утомлению. Вследствие гибкости скелета при неправильной позе на занятиях в школе и дома (использование несоответствующей возрасту мебели) развивается нарушение осанки, сколиоз.
  • Процесс окостенения кисти и пальцев в младшем школьном возрасте также еще не заканчивается полностью. Крупные мышцы развиваются раньше мелких, поэтому мелкие и точные движения пальцев и кисти руки затруднительны и утомительны. Дети быстро утомляются от письменных работ, аккуратное выполнение которых для них затруднительно. В школьном возрасте отмечается самая высока частота травм в связи с резко возрастающей двигательной активностью детей.
  • Происходит функциональное совершенствование мозга – развивается аналитико-систематическая функция коры; постепенно изменяется соотношение процессов возбуждения и торможения: процесс торможения становится все более сильным, хотя по-прежнему преобладает процесс возбуждения, и младшие школьники в высокой степени возбудимы и импульсивны.
  • На возраст 7-9 лет приходится максимум игровой двигательной активности. На перемене дети стремятся компенсировать вынужденную неподвижность на уроке, что обусловлено их физиологическими потребностями.

Очень важно правильно строить отношения с ребенком по поводу его телесных особенностей, успехов или неуспехов в физических упражнениях, специальных учебных или бытовых действиях.

Учебная деятельность.

К началу третьего класса у ребенка уже сформирован отчетливый образ хорошего ученика, он ясно представляет себе, что надо делать, чтобы соответствовать этому образу, однако в результате этого в какой-то степени утрачивается детская непосредственность, индивидуальные особенности ребенка несколько стираются, снижаются творческие возможности. Все это ослабляет его контакт с той важной составляющей личности, которую психологи называют внутренним ребенком. Взрослые в этот период обычно отмечают стабильную способность детей выполнять стандартные задания, умение действовать по образцу. Но, как правило, они не замечают, что эти качества утверждаются в ребенке за счет обеднения фантазии, снижения изобретательности, оригинальности восприятия. Родители, педагоги и психологи констатируют уровень развития мышления, памяти, внимания детей, упуская из виду упадок воображения, снижение креативных способностей. Однако это – явление временное и обратимое, если вовремя начать работу по актуализации творческих способностей детей. Ребенок пытается оценивать причины своих достижений и неудач, выбирать способы предотвращения последних, то есть развивает познавательную рефлексию. Способность к рефлексии уже переносится и на другие сферы деятельности ребенка.

Третий класс является переломным в жизни младшего школьника. Многие учителя отмечают, что именно с третьего года обучения дети начинают действительно осознанно относиться к учению, проявлять активный интерес к познанию. Это во многом связано с теми значительными изменениями, которые происходят в общем и интеллектуальном развитии детей в данный период.

В этом возрасте у ребенка по-прежнему присутствует острое желание быть успешным в учебе, что для него значит то же, что и быть хорошим и любимым. Поэтому у некоторых детей происходит снижение самооценки. Например, ребенок думает о себе так: «Я плохой, потому что не так пишу или читаю». Эта тенденция может закрепиться, если ребенок считает, будто родителей огорчают его неудачи. Он перестает верить в свои возможности. В наиболее сложном варианте он уже не стремится быть успешным, начинает лениться, думая о себе так: «Я не могу быть хорошим, поэтому и незачем стараться».

У некоторых детей закрепляются социальные страхи: сделать что-то не так, допустить ошибку. Это приводит к снижению качества контрольных работ, трудностям в выполнении творческих заданий.

Недовольство собой у детей этого возраста распространяется не только на учебную деятельность, но и на общение с одноклассниками. Обострение критического отношения к себе актуализирует потребность третьеклассников в общей положительной оценке своей личности другими людьми, прежде всего взрослыми. Эту особенность надо учитывать и в связи с десятибалльной системой оценивания результатов учебной деятельности третьеклассников.

Между вторым и третьим классами происходит скачок в умственном развитии учащихся. Именно на этом этапе обучения происходит активное усвоение и формирование мыслительных операций, более интенсивно развивается вербальное мышление, т.е. мышление, оперирующее понятиями. Новые возможности мышления становятся основанием для дальнейшего развития других познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти. Однако их концентрация может снижаться к концу дня, недели, учебной четверти, после длительных заболеваний. Активно развивается и способность ребенка произвольно управлять своими психическими процессами, он учится владеть вниманием, памятью, мышлением.

Именно на этом этапе обучения более интенсивно развивается вербальное (словесно-логическое) мышление, т.е. мышление, оперирующее понятиями.

 

Познавательные процессы.

Внимание.

Как правило, хорошо успевающие учащиеся имеют лучшие показатели развития внимания. Специальные исследования показывают, что различные свойства внимания вносят неодинаковый «вклад» в успешность обучения по разным школьным предметам. Так, при овладении математикой ведущая роль принадлежит объему внимания, успешность усвоения русского языка связана с распределением внимания, а обучение чтению – с устойчивостью внимания. Т.о., развивая различные свойства внимания, можно повысить успеваемость школьников по разным учебным предметам. Сложность, однако, состоит в том, что разные свойства внимания поддаются развитию в неодинаковой степени. Наименее подвержен влиянию объем внимания (но даже он резко – в 2 раза – увеличивается на протяжении младшего школьного возраста). В то же время такие свойства внимания, как распределение, переключение и устойчивость, можно и нужно у ребенка тренировать.

Память.

Наиболее распространенный прием запоминания у учащихся 1-2 классов – многократное повторение, обеспечивающее механическое заучивание. Однако при возрастающем объеме учебного материала он перестает себя оправдывать. Поэтому уже в начальной школе дети начинают испытывать потребность в качественно иных способах работы. Совершенствование памяти у младших школьников связано в первую очередь с приобретением и усвоением таких способов и стратегий запоминания, в основе которых лежит организация запоминаемого материала. Приемы смыслового запоминания, логическая память требуют специальных усилий по своему формированию. Основой логической памяти является использование мыслительных процессов в качестве опоры, средства запоминания. Такая память основана на понимании. В этой связи уместно вспомнить высказывание Л.Н. Толстого: «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилием мысли, а не одной памятью». В качестве мыслительных приемов запоминания могут быть использованы: выделение смысловых опор, классификация, составление плана и др. Целесообразно продемонстрировать детям и различные мнемотехнические приемы, а также раскрыть возможности письменной речи как средства запоминания. Третий класс – наиболее благоприятный период для развития смысловой памяти.

Восприятие.

Происходят существенные изменения в развитии восприятия. Оно становится синтезирующим, т.е. третьеклассники начинают устанавливать связи между элементами воспринимаемого. Например, дошкольник, описывая рисунок, начинает перечислять все, что видит, а третьеклассник начинает описание с небольших и связных предложений [3, с. 51]. Огромным достижением в развитии восприятия у младших школьников является установление ими связей пространства, времени и количества, переход от непроизвольного восприятия к целенаправленному произвольному наблюдению за предметом или объектом, избирательность по содержанию, а не по внешней привлекательности.

Т.о., развитие восприятия предполагает переход от слитного и фрагментарного восприятия предметов к осмысленному и категориальному отражению вещей, событий и явлений в их пространственных, временных и причинных связях.

Воображение.

Одним из важных психических процессов у младших школьников является воображение. В процессе учебной деятельности младшие школьники получают много описательной информации, что требует от них постоянного воссоздания образов, без которых невозможно понять учебный материал и усвоить его. Поначалу воображение у младших школьников недостаточно развито, их образы расплывчаты и неясны. Лишь в процессе целенаправленной учебной деятельности воображение у младших школьников начинает успешно развиваться. В начале обучения для возникновения образа младшим школьникам требуется конкретный предмет. Они учатся воссоздавать образы по картинкам и схемам. Первоклассники могут отразить в образе только несколько признаков с преобладанием несущественных. Однако к 3 классу число отображаемых признаков у младших школьников возрастает с преобладанием существенных. Их образы становятся обобщенными и определенными. В младшем школьном возрасте начинает развиваться творческое воображение как способность создавать новые образы на основе имеющихся представлений. Таким образом, воображение у младших школьников становится все более управляемым. Под влиянием обучения третьеклассники начинают воссоздавать более точные и детальные образы, опираясь не только на картинки, но и слово, правильно представлять последовательность событий во времени.

Мышление.

Для того чтобы умственное действие могло быть использовано в качестве опоры для запоминания, само это действие должно быть первоначально сформировано. Например, прежде чем использовать прием классификации для запоминания какого-либо материала, необходимо овладеть классификацией как самостоятельным умственным действием. Поэтому особенно важная роль в работе с детьми принадлежит развитию их мыслительных способностей. Основное внимание необходимо уделить обучению элементам логического мышления: выделению различных признаков предметов, сравнению, нахождению общего и различного, классификации, умению давать простейшие определения. Направляя усилия на развитие мышления детей, надо учитывать их индивидуальные особенности (склад ума, познавательный стиль, темп мыслительной деятельности, обучаемость и пр.). При этом не следует забывать и о качественном своеобразии мышления ребенка в младшем школьном возрасте. Несмотря на интенсивное развитие вербального, понятийного мышления, большинство детей примерно до 10 лет относится не к мыслительному типу, а к художественному. Поэтому целенаправленное развитие понятийного мышления следует сочетать с не менее целенаправленным совершенствованием образного мышления и уделять внимание развитию детского воображения.

 

Развитие личности.

Продолжает активно развиваться воля ребенка. Он пытается сдерживать свои непосредственные импульсы, учитывать желания других людей. Учится преодолевать трудности, не пасовать перед ними.

Ребенок хорошо осознает свою роль в семье, оценивает отношения между родителями. Глубоко страдает, если они его не удовлетворяют. Появляется желание большей свободы. Излишне сильная опека угнетает. Начинают осознаваться ценностные представления о жизни.

Важная особенность этого возраста – качественные изменения во взаимоотношениях детей со значимыми взрослыми: учителем и родителями. К этому времени учитель в сознании детей во многом утрачивает свой идеальный образ. Ребенок становится более критичным по отношению к педагогу, может сформулировать, что ему в учителе нравится, а что не по душе. Дети начинают смотреть на него более реалистично, однако при этом «идеал» может полностью разрушиться, уступив место пренебрежительному отношению, своеобразному «нигилизму». Внутреннее отдаление от авторитета учителя может вызвать в душе ребенка страх перед ним либо злость и обиду. Сходный процесс идет и в отношении родителей. Дети должны научиться воспринимать их как живых людей со всеми достоинствами и недостатками, не переставая любить. Ребенок привыкает к тому, что самые близкие люди имеют право иногда уставать или сердиться, могут порой допустить несправедливость, нечаянно обидеть, быть невнимательными. Но при этом они любят ребенка не меньше, чем в благоприятные моменты. Ведь они, как правило, способны вовремя простить ребенка и сами попросить прощения. Дети тоже понемногу учатся налаживать отношения, делать шаги навстречу близким людям при трудностях в общении, дорожить ценностью установившихся привязанностей.

Важной остается и тема взаимоотношений со сверстниками, дружбы и сотрудничества в классе. Общение со сверстниками складывается позже, чем общение со взрослыми, и во многом определяется тем, как ребенок взаимодействует со старшими. Существенные изменения происходят в нормах, которыми регулируются отношения школьников друг к другу. Если в 1-м классе эти отношения регламентировались в основном номами «взрослой» морали, т.е. успешностью в учебе, выполнением требований взрослых, то в 9-10 лет на первый план выступают так называемые «стихийные детские нормы», связанные с качествами настоящего товарища. При правильном развитии школьников две системы требований – к позиции ученика и позиции товарища – должны не противопоставляться, а выступать в единстве. В противном случае растет вероятность проявления конфликтов и с учителями, и со сверстниками.

Отношения с друзьями становятся в этот период более значимыми, нежели впервые два школьных года, меньше зависят от оценок учителя и школьных успехов. Формула «кого любит учитель, того и я люблю» утрачивает свою актуальность. Самооценка ребенка теперь в большей степени строится на отношениях с друзьями: «Я хороший, если у меня есть друзья, если меня уважают в классе». Появляется способность хорошо дифференцировать личностные качества сверстников. Ребенок может обосновать причины выбора друга или нежелание дружить. У некоторых детей наблюдается сильное стремление к лидерству, острое переживание при невозможности его реализовать. К окончанию третьего учебного года дети способны брать на себя роль ведущего в знакомых играх и упражнениях, быть внимательными к остальным участникам, уметь договариваться с ними об условиях игры, давать внятные инструкции, контролировать ход выполнения заданий. Интенсивно развивается способность к сотрудничеству в играх и учебе. Дети учатся договариваться, уступать друг другу, распределять задания без помощи взрослых. В этот период сотрудничества может наблюдаться тенденция к образованию группировок, некоторой враждебности между их лидерами.

Мышление:

У третьеклассников над всеми психическими процессами доминирует наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Закрепляется развитие словесно-логического и образного мышления, на которые станет опираться учитель, когда ребенок будет учиться в следующем классе.

Ведущий вид деятельности:

В третьем классе основным механизмом познания окружающего мира является учебная деятельность. В это время у ребенка появляются интересы, направленные на отдельные школьные предметы. Но эти интересы крайне неустойчивы и определяются деятельностью учителя.

Социальная ситуация развития:

Третьеклассник продолжает приспосабливаться к системе требований взрослых, связанных с его учебной деятельностью, и приспосабливается к системе требований сверстников при общении с ними.

Учебная мотивация:

В третьем классе у ребенка закрепляется школьная мотивация. Она бывает разной.

Негативная. Ребенку не хочется и не нравится ходить в школу. У таких детей даже при хорошем развитии психических процессов нет успехов в учебе.

Формальная. Ребенку нравится ходить в школу, но не для получения знаний, а ради формальных признаков: пообщаться с другими детьми, поиграть и т. п. У таких детей успеваемость обычно средняя.

Содержательная. Ребенок любит ходить в школу, ему нравится получать новые знания. Такие дети обычно достаточно успешны.

Новообразование:

Дети в третьем классе вполне в состоянии управлять собой и внешне – своим поведением, и внутренне – своими психическими процессами и чувствами. У третьеклассников уже встречаются самооценки различных типов: адекватные, завышенные и заниженные.

Общение:

Общению третьеклассника характерны следующие признаки:

  • Неустойчивость контактов.
  • Эмоциональность.
  • Зависимость от оценки взрослых: учителя, родителей. Ребенок общается с теми, кого взрослые одобряют.
  • Разрыв между мальчиками и девочками.
  • Взаимосвязь общения с деятельностью ребенка.
свернуть

«ЗДОРОВАЯ СЕМЬЯ – ЗДОРОВЫЙ РЕБЕНОК».

 

Целевая группа – родители учащихся III класса.

Время проведения занятия – 3-я четверть.                                 

 

 

 

Цель:

формирование психолого-педагогической культуры законных представителей, обеспечивающих осознание значимости здорового образа жизни.

Задачи:

создать условия для эффективного сотрудничества и партнерства родителей, обучающихся и педагогов;

сформировать информационное пространство, отражающее значимость семейного воспитания в формировании навыков здоровьесберегающего поведения у детей;

способствовать развитию психолого-педагогической компетентности родителей в системе семейного воспитания и формирования личности ребенка.

Основная часть:

Постановка проблемы: Все родители хотят, чтобы их ребенок рос здоровым, сильным, крепким, выносливым. Но очень часто забывают о том, что хорошие физические данные обусловлены тем образом жизни, который ведет семья, двигательной активностью ребенка. Ведь здоровье – это не только отсутствие болезней и физических дефектов, но и психическое и социальное благополучие. Знать составляющие здорового образа жизни и  выполнять их  в семье – вот основная проблема современного общества.

Педагог:

Наш сегодняшний разговор хотелось начать с одной очень известной «Легенды о человеке»: «Давным-давно, на горе Олимп жили боги. Стало им скучно, и задумали они создать человека и заселить планету Земля. Стали решать, каким должен быть житель Земли. Один из богов предложил: «Человек должен быть сильным». Другой добавил: «Человек должен быть умным». Третий сказал: «Человек должен быть здоровым». Но тут кто-то из богов возмутился: «Если все это будет у человека, он будет как мы». Тогда решили они спрятать главное, чем хотели наградить человека, – его здоровье. Да вот только куда спрятать-то? Одни предлагали глубоко в синее море, другие – за высокие горы. А кто-то из богов придумал: «Здоровье надо спрятать в самого человека». Так и живет с давних времен человек, пытаясь найти свое здоровье. Да вот не каждому дано сберечь бесценный дар богов». Быть здоровым – естественное желание каждого человека. Особенно важно, для каждого родителя, здоровье его ребёнка. А что же такое здоровье? И что необходимо нашим детям, чтобы быть здоровыми?

Уважаемые родители, предлагаем вам продолжить фразу:

- Мой ребенок будет здоров, если…

Обсуждение вариантов ответов.

Вопросы для обсуждения:

  1. Какие положительные привычки необходимо воспитывать у детей, чтобы они были здоровы?
  2. Когда нужно начинать прививать навыки здорового образа жизни детям?
  3. Как вы укрепляете и сохраняете здоровье детей?

Здоровье детей напрямую зависит от условий жизни в семье, санитарной грамотности, гигиенической культуры родителей и уровня их образования. Ребенок, следуя семейным традициям, усваивает нормы и этику отношений с родителями и другими членами семьи. А то, что прививают ребенку с детства и отрочества в семье в сфере нравственных, этических и других начал, определяет все его дальнейшее поведение в жизни, отношение к себе, своему здоровью и здоровью окружающих.

Ребенок должен осознать, что здоровье для человека – важнейшая ценность, главное условие достижения любой жизненной цели, и каждый сам несет ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья. В этом ничто не может заменить авторитет взрослого. Поэтому родители должны сами воспринять философию ЗОЖ и активно следовать ей.

Вопрос для обсуждения:

  1. Предлагаем родителям самостоятельно определить составляющие понятия «здоровый образ жизни» с фиксацией ответов.

Ответы родители записываются на графическом планшете (ватман или доска) цветными маркерами.

Педагог:

Понятие «здоровый образ жизни» включает соблюдение режима дня, культурно-гигиенические навыки, культуру питания.

Давайте рассмотрим проблемы соблюдения детьми режима дня. Им необходимо объяснить, что нужно рано ложиться и рано вставать. И неукоснительно соблюдать это правило. Домашний режим школьника – одна из важных составляющих семейного воспитания, позволяющих сохранять высокий уровень работоспособности, отодвинуть утомление и исключить переутомление.

Вопрос родителям:

Что такое рациональный режим? Способствуете ли Вы соблюдению режима в жизни своей семьи, в особенности, в жизни ребенка?

Обсуждение ответов.

Педагог:

Рациональная организация общего режима дня для учащихся начальных классов предусматривает:

- полноценный ночной сон не менее 10 часов,

- активный отдых (прогулки) на воздухе не менее 2, 5 часов,

- дневной сон для ослабленных детей,

- свободное время для игры, чтения, любимых занятий, просмотра телевизора, компьютера (20 минут в день),

- время на гигиенические процедуры и самообслуживание,

- время на еду 4-5 раз в день,

- учебные занятия, включая дорогу в школу;

- выполнение домашнего задания.

Правильно организованный режим дня способствует повышению защитных сил ребёнка, его работоспособности. Дисциплинирует детей, способствует формированию многих полезных навыков (гигиена, зарядка), приучает к определённому ритму. Сон занимает важное место в режиме дня. Он является главным средством для восстановления работоспособности.

Для хорошего сна нужно соблюдать определённые правила:

- следить, чтобы ребенок ложился спать не позднее 21.00;

- ужин должен быть не позднее чем 2-3 часа до сна;

- всегда перед сном проветривать детскую;

- не позволять ребенку подолгу сидеть перед телевизором или играть за компьютером вечером.

Задание для родителей (работа в группах).

Проанализируйте ситуацию.

Среди молодых родителей бытует мнение, что детей надо воспитывать по-спартански: не слишком заботиться о ночной тишине, и ребенок спит при включенном радио или телевизоре; не беспокоиться, что ребенок долго смотрит телевизор, не пропуская ни одной передачи; наравне со взрослыми ездит по городу, ходит по магазинам.

Вопрос для обсуждения:

  1. Подумайте, чем может обернуться для ребенка такое воспитание? Почему? Обобщение ответов.

Педагог:

Во время сна человек сбрасывает физическую и моральную усталость. Для школьников это особенно важно, так как им еще трудно управлять эмоциями. Возможные последствия недосыпания:

- отставание от сверстников в физическом или интеллектуальном развитии;

- истерики, нервные срывы и капризы;

- снижение концентрации внимания и падение успеваемости;

- конфликты с родителями, друзьями и одноклассниками.

Рекомендации родителям:

  1. Хорошая физическая нагрузка в течении дня способствует крепкому сну.
  2. Очень здорово проводить ритуал отхода ко сну (купание, сказка на ночь, поцелуй с пожеланием спокойной ночи).
  3. Время перед сном самое мирное. Никаких ссор и претензий.

Как мы с вами уже определили, вторая составляющая здорового образа жизни – это культурно-гигиенические навыки.

Формируя здоровый образ жизни, родители должны привить ребенку основные знания, умения и навыки:

- знание правил личной гигиены, гигиены помещений, одежды, обуви;

- умение правильно строить режим дня и выполнять его;

- умение взаимодействовать с окружающей средой: понимать, при каких условиях дом, улица, дорога, парк, детская площадка безопасны для жизни и здоровья;

- умение анализировать опасные ситуации, прогнозировать последствия и находить выход из них;

- знание основных частей тела и внутренних органов, их расположение и роль в жизнедеятельности организма человека;

- понимание значения ЗОЖ для личного здоровья, хорошего самочувствия, успехов в занятиях;

- знание основных правил правильного питания;

- знание правил сохранения здоровья от простудных заболеваний;

- умение оказывать простейшую помощь при небольших порезах, ушибах;

- знание правил профилактики заболеваний позвоночника, стопы, органов зрения, слуха и других;

- понимание значения двигательной активности для развития здорового организма.

Задание для родителей (работа в группах).

Проанализируйте ситуацию.

Мама: «Просквозит, она начинает кашлять. Зимой все дети катаются с горки, лепят из снега. Румянец во всю щеку! А моя сидит дома бледная, с насморком. Почему одни дети не боятся простуды, а другие то и дело болеют? Наверное, дано природой? Все советуют – надо закаливать ребенка. А нам не до закаливания! Пусть здоровых закаливают!».

Вопросы для обсуждения:

  1. Права ли мама? Свой ответ обоснуйте.
  2. Можно ли укрепить здоровье ребенка?
  3. Закаливаете ли Вы своего ребенка? Поделитесь, пожалуйста, личным опытом.

Обсуждение высказываний родителей.

Педагог:

Закаливание – мощный фактор оздоровления детского организма, не требующий больших временных затрат, экономически доступен всем семьям.

Закаливание способствует воспитанию силы воли, упорству в достижении цели, самоорганизации ребенка и существенно увеличивает резервы здоровья детского организма. Различают закаливание воздухом, солнцем, водой.

Максимальный эффект закаливание приносит, если оно сочетается с физическими нагрузками, полноценным сном и рациональным питанием. Проводить закаливающие процедуры нужно только с положительным эмоциональным настроем, а также соблюдать принципы последовательности, непрерывности, постепенности.

Основные способы закаливания:

- закаливание воздухом;

- закаливание водой (обтирание, обливание, обтирание стоп, полоскание горла, контрастный душ, купание, баня);

- солнечные ванны по 10-20 минут с утра да 11 часов дня и после 16 часов.

Начинать закаливание врачи советуют постепенно, лучше в летний период. Но, в любом случае, перед этим необходимо посоветоваться с участковым врачом-педиатром.

Вопрос для обсуждения:

  1. Как вы относитесь к семейным прогулкам на свежем воздухе? Как часто они происходят в вашей семье?
  2. Влияют ли они на состояние физического и психического здоровья ребенка и как?

Педагог:

Проведение совместного семейного отдыха – будь то семейные туристические походы, активный отдых на море, в горах, участие в спортивных семейных играх, например, велосипедные прогулки в лес и т. д. – благотворно действуют на ребёнка и их родителей.

Совместный активный досуг очень важен, так как он:

- способствует укреплению семьи;

- формирует у детей важнейшие нравственные качества;

- развивает у детей любознательность;

- приобщает детей к удивительному миру природы, воспитывая к ней бережное отношение;

- расширяет кругозор ребенка;

- формирует у ребенка первичные представления об истории родного края, традициях, культуре народа;

- сближает всех членов семьи (дети живут одними задачами с родителями, чувствуют причастность к общему делу).

При совместном досуге между родителями и детьми возникает духовный контакт, который позволяет сохранить доверительные отношения.

Рекомендации родителям по организации активного семейного отдыха.

Родители совместно с детьми могут:

в зимнее время – совершать лыжные прогулки с детьми, кататься на коньках, на санках, совершать пешие прогулки в ближайший лес, парк, лепить во дворе снежные крепости, фигуры;

в весеннее и осеннее время – брать детей с собой в однодневные туристические походы, совершать совместный отдых на море, на даче, организовывать совместные дворовые затеи с подвижными играми;

в летнее время – загорать, плавать, устраивать шумные, подвижные игры на улице, ходьбу по пересеченной местности.

Третья составляющая здорового образа жизни – это культура питания.

Вопрос для обсуждения:

  1. Что включает в себя полноценное питание?
  2. Необходимо ли придерживаться рационального питания в младшем школьном возрасте?

Выступление школьной медсестры по теме: «Правильное питание – залог здоровья» (презентация).

С раннего детства необходимо обеспечить полноценное и правильно организованное питание ребенка, являющееся залогом его здоровья. Из всех факторов внешней среды, оказывающих влияние на развитие ребенка как физическое, так и нервно-психическое, питание занимает ведущее место.

Всякое нарушение питания как количественное, так и качественное (а некоторые из вас считают, что ребенку можно дать лишь бутерброд, чипсы и т. п.), отрицательно влияет на здоровье детей, особенно в период интенсивного роста. Организм ребенка постоянно расходует много энергии, а она ему необходима для деятельности внутренних органов, поддержания постоянной температуры тела.

Особенно большое значение имеют белки, как животные (молоко, мясо, рыба, яйца), так и растительные (рис, картофель, гречка, горох, фасоль, свежая капуста). Лучшей усвояемости белков способствуют овощи. Старайтесь мясные и рыбные блюда давать ребенку с гарниром из овощей. При недостатке белков в пище возникают вялость, слабость, похудение, отсталость в росте, снижение иммунитета. При избытке – нарушение обмена веществ, снижение аппетита.

Пища должна содержать и жиры, которые также входят в состав органов и тканей. Без жировой прослойки нарушается отдача тепла организма, снижается иммунитет, да и вкусовые качества пищи без жиров оставляют желать лучшего.

Сливочное масло, молоко, сливки, яйца хорошо усваиваются организмом, к тому же содержат витамины А и Д, так необходимые детскому организму, растительные жиры (подсолнечное масло, оливковое и др.) не содержат витаминов, но в их состав входят ненасыщенные жирами кислоты, тоже необходимые организму.

Главный же источник энергии в организме – углеводы, которые содержатся в растительных продуктах в виде крахмала, – в таких овощах, как картофель, а также в крупах, хлебе, луке или в виде сахара, которого достаточно в фруктах и ягодах. Растущему организму ребенка нужна и клетчатка, которая составляет оболочки овощей и злаков, для нормальной работы кишечника в рационе питания ребенка должно быть больше овощей: моркови, свеклы, капусты (как свежей, так и квашеной), кабачков, тыквы, огурцов. Давайте ребенку бахчевые культуры, сливы, яблоки и помните, что овощи и фрукты должны составлять не менее 50-60 % ежедневного рациона и употребляться в любом виде.

Дидактическая игра «Семейный завтрак».

(Используя заготовленные карточки с изображением готовых блюд, овощей и фруктов, продуктов питания родители в группах формируют меню семейного завтрака).

Обсуждение полученных результатов с комментарием школьной медсестры.

Рекомендации родителям.

  1. Каждый день обязательно давайте детям и сами употребляйте кисломолочные продукты: кефир, ряженку утром натощак и на ночь. Обращайте внимание на сроки хранения.
  2. Мясо лучше употреблять отварное с отрубным хлебом вчерашней выпечки.
  3. Продукты, содержащие калий, содержатся в черносливе, изюме, кураге и печеном картофеле.
  4. Интервалы между приемами пищи должны для здорового ребенка составлять около 4 часов.

5.Перед едой полезны овощные закуски в виде салатов, винегрета, а вот острые закуски, содержащие много перца, горчицы, хрена, для детей нежелательны.

  1. Ребенок должен есть не торопясь, хорошо пережевывать пищу.
  2. Для завтрака и ужина достаточно по 15-20 минут, для обеда – 20-25 минут, а для полдника – 5-6 минут.

Пример детского режима питания (информация размещается в родительском чате класса).

7.00 Завтрак:

Первое блюдо – каша, яйца, творог, овощи, картофель.

Второе блюдо – молоко, какао, чай с молоком.

13.00-14.00 Обед:

Первое – суп мясной, овощной или молочный.

Второе – мясо, рыба, гарнир из овощей или крупы.

Десерт – фрукты, ягоды, кисель, компот.

Полдник:

Кефир, простокваша, молоко, сок, чай с молоком.

Булочка, печенье, бублик, фрукты, ягоды.

18.00-18.30 Ужин:

Первое блюдо – каши, запеканки, творожные и яичные блюда, котлеты овощные или крупяные.

Второе блюдо – кефир, молоко, сок, чай.

Культура приема пищи прививается с детства. Очень важно, чтобы дети обучались правилам поведения за столом, соблюдали гигиенические навыки, были аккуратными.

Педагог:

Уважаемые родители, здоровый образ жизни – это способ жизнедеятельности, направленный на сохранение и укрепление здоровья. Воспитать ребенка здоровым – это значит с самого раннего детства научить его вести здоровый образ жизни. Здоровый образ жизни – это система разумного поведения человека на фундаменте нравственно-религиозных и национальных традиций, которая обеспечивает человеку физическое, душевное, духовное и социальное благополучие в реальной окружающей среде и активное долголетие.

Давайте вместе подведем итоги нашей встречи.

Вопрос для обсуждения:

  1. Что мы можем и должны сделать, чтобы помочь своему здоровью и сохранить здоровье наших детей?

Обсуждение ответов.

Педагог:

Каждый может сделать следующее:

  1. Воспитывать с раннего детства здоровые привычки и навыки.
  2. Выполнять простые правила гигиены.
  3. Соблюдать рациональный режим дня.
  4. Вести активный образ жизни (утренняя гимнастика, спорт, туризм).
  5. Использовать систему закаливания.
  6. Придерживаться правильного питания.
  7. Создавать благоприятную психологическую обстановку в семье.

Совет: Любите своего ребенка, он – Ваш. Уважайте членов своей семьи.

Помните: Здоровая семья – здоровый ребенок!

Вопросы для обсуждения:

  1. Какие положительные привычки необходимо воспитывать у детей, чтобы они были здоровы?
  2. Когда нужно начинать прививать навыки здорового образа жизни детям?
  3. Как вы укрепляете и сохраняете здоровье детей?
  4. Как вы относитесь к семейным прогулкам на свежем воздухе? Влияют ли они на состояние физического и психического здоровья ребенка и как?
  5. Что такое рациональный режим? Способствуете ли вы соблюдению режима в жизни своей семьи, в особенности, в жизни ребенка?
  6. Можно ли укрепить здоровье ребенка?
  7. Закаливаете ли вы своего ребенка? Поделитесь, пожалуйста, личным опытом.
  8. Что включает в себя полноценное питание? Необходимо ли придерживаться рационального питания в младшем школьном возрасте?
  9. Что мы можем и должны сделать, чтобы помочь своему здоровью и сохранить здоровье наших детей?

 

Методические указания

Предварительная подготовка:

анкетирование обучающихся по теме «Здоровье в семье» (Приложение 1), обработка полученных данных, консультирование с педагогом социальным и педагогом психологом при подготовке вопросов для обсуждения и проблемных ситуаций;

для дидактической игры «Семейный завтрак» необходимо изготовить карточки с изображением готовых блюд, овощей и фруктов, продуктов питания;

совместно с медицинским работником учреждения образования подготовка презентация по теме: «Правильное питание – залог здоровья»;

для проведения рефлексии необходимо изготовить цветки в трех цветовых решениях (синий, желтый, красный) по количеству участников.

Оборудование:

графический планшет (ватман или доска), цветные маркеры, мультиборд, рамка с креплениями.

Материалы:

видеоролик «Здоровые дети – в здоровой семье» (ссылка https://www.youtube.com/watch?v=Xlqhx3YZZLA).

презентация по теме «Правильное питание – залог здоровья» (ссылка –

https://znanio.ru/media/prezentatsiya_na_temu_pravilnoe_pitanie_zalog_zdorovya-128725).

Рекомендуемые формы организации: беседа, диспут.

Методы работы: аналитический, игровой, наблюдение.

Форма сотрудничества: групповая.

Рефлексия.

1 вариант.

Педагог:

Уважаемые родители, пожалуйста, оцените наше занятие. У вас на столах лежат цветочки трех цветов. Выберите тот цветок, который соответствует вашему настроению после нашей встречи и закрепите его на рамке.

Обозначение цветов: синий – зря потратили время, красный – не все понравилось и не во всем хотелось участвовать. Желтый – рады были встрече, хорошо и с пользой провели время.

2 вариант.

Просмотр видеоролика «Здоровые дети – в здоровой семье» о сбережение здоровья с позиции детей. Обсуждение просмотра.

Педагог рекомендует родителям литературу (методические материалы «Здоровая семья здоровый ребенок» (https://roduniversitet.bspu.by/wp-content/uploads/2022/02/Zdorovaya-semya-zdorovyj-rebenok-1.pdf), а также другую литературу, позволяющую повысить их психолого-педагогическую культуру в области формирования здоровьесберегающих навыков у детей.

 

Список использованных источников:

  1. Батурина, И.Г. Влияние детско-родительских отношений на эмоциональное благополучие детей и подростков: методические материалы / И.Г. Батурина. – Витебск : ГУДОВ «ВОИРО», 2020. – 38 с.
  2. Ермоленко, И.А. Родительский университет как форма повышения психолого-педагогической культуры законных представителей учащихся: методические рекомендации / И.А. Ермоленко. — Витебск : государственное учреждение дополнительного образования взрослых «Витебский областной институт развития образования», 2021. — 57 с.
  3. Битянова, М.Р. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками / М. Р. Битянова. – Санкт-Петербург : Питер, 2002. – 322 с.
  4. Битянова, М.Р. Куда уходит детство? // Школьный психолог. – 1999. – №12. – С.16.
  5. Васильков, Г.А. От игры – к спорту: сб. эстафет и игровых заданий / Г.А. Васильков, В.Г. Васильков. – М. : ФиС, 1995.
  6. Гусак, Ш.З. Физкультурные праздники и вечера в школе: мет. Пособие / Ш.З.Гусак. – М. : Просвещение, 1999.
  7. Дереклеева, Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. 1-5 классы. / Н.И. Дереклеева. – М. : ВАКО, 2004.
  8. Жуков, М.Н. Подвижные игры: Учеб. для студ. пед. вузов. / М.Н. Жуков. – М. : Издательский центр «Академия», 2000.
  9. Карманова, Л.В. Физическая культура в школе: метод.пособие / Л.В. Карманова, В.Н.Шебеко. – Минск : Полымя, 2007.
  10. Кузнецов, В.С. Физкультурно-оздоровительная работа в школе: методическое пособие. / В.С. Кузнецов. – М. : НЦ ЭНАС, 2002.
  11. Кулагина, И.Ю. Психология развития и возрастная психология: учебное пособие / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М. : Трикса, 2018. – 420 с.
  12. Луговцова, Е.И. Психология формирования здорового образа жизни школьников: пособие для педагогов-психологов, педагогов соц. учреждений общ. средн. образования / Е.И. Луговцова. – Минск : Нац. ин-т образования, 2012. – 192 с.
  13. Медведская, Е. И. Ребенок в мире мультимедиа : предупреждение зависимости / Е. И. Медведская. – Минск : Народная асвета, 2018. — 192 с.
  14. Погодина, Е. К. Формирование психолого-педагогической компетентности родителей учащихся / Е. К. Погодина // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. — — №4 (44). — С. 130–132.
  15. Родители и дети: психология взаимоотношений / Под ред. Е.А. Савиной и Е.О. Смирновой. – М. : «Когито-Центр», 2003. – 230 с.
  16. Синягина, Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений / Н.Ю. Синягина. – М.: Изд-во: Владос, 2001. – 96 с.
  17. Чечет, В.В. Педагогика семейного воспитания: учеб. пособие / В.В. Чечет. – Мозырь : ООО ИД «Белый Ветер», 2003. – 292 с.

 

 

Приложение 1.

 

Анкета для учащихся 3-х классов «Здоровье в семье».

 

  1. Что ты ешь на завтрак?

А) кашу или другую приготовленную еду;

Б) чай и бутерброд;

В) не завтракаю.

  1. Чем ты обычно занимаешься в свободное время?

А) провожу время с родителями;

Б) смотрю телевизор, играю в компьютер, телефон;

В) гуляю на улице.

  1. Хотелось бы тебе, чтоб родители чаще тебя обнимали, хвалили, проявляли внимание?

А) да;

Б) нет, они уделяют мне достаточно внимания.

  1. Какого внимания от родителей тебе не хватает?

А) похвалы;

Б) времени вместе;

В) объятий (обнять, погладить по голове и т.д.);

Г) хватает всего.

  1. Курит ли кто-нибудь в вашей семье?

А) да;

Б) нет.

  1. Если курят, то где?

А) дома;

Б) на улице;

В) на балконе.

  1. Как часто ты видишь, что родители употребляют алкоголь?

А) никогда;

Б) только по праздникам или с друзьями;

В) часто.

  1. Как часто в семье возникают ссоры, скандалы?

А) никогда;

Б) редко;

В) часто.

  1. Как часто ты занимаешься спортом?

А) только в школе на физкультуре;

Б) посещаю спортивные секции после школы;

В) занимаюсь вместе с родителями;

Г) никогда.

свернуть

Эффективное общение в семье – залог успеха школьника

Общение – это главное условие для развития и жизни человека. Каким вы видите общение с вашими детьми? Какие встречаются у вас трудности?
развернуть

 

Не всегда мы знаем выход из сложившихся ситуаций. Мы живём в очень сложное время. Детям хочется тепла, ласки, понимания, а мы часто пытаясь заработать на хлеб насущный, приходим домой уставшими, на общение часто уже не способными, а иногда и не знаем, что спросить еще кроме знаменитого вопроса: «Какую отметку ты сегодня получил?». Растёт стена непонимания и недоверия, возникают конфликты не только в семье, но и в школе и в общении со сверстниками.

Родители должны показать детям пример спокойного и уважительного общения. Чтобы сделать общение более эффективным, вы должны предложить детям новый способ общения. Но помните, что ребенок берет пример с родителей, поэтому вы тоже должны работать над собой. Относитесь ко всем членам семьи как к друзьям или коллегам – спокойно и уважительно. Помните, что отношения между родителями оказывают огромное влияние на формирование личности ребенка. К сожалению, очень немногим посчастливилось вырасти в семье, где родители и дети уважали и любили друг друга. Родные люди нередко причиняют друг другу боль. Некоторые могут позволить себе в словах и поступках со своим мужем (женой) или ребенком такое, чего никогда не позволили бы в отношениях с малознакомым человеком. Как же изменить отношения в семье? Начните с простого – задумайтесь, как вы разговариваете с другими членами семьи. Существует три способа взаимодействия с окружающими, которые соответствуют принципам воспитания:

  • агрессивный (автократичный);
  • пассивный (всепозволяющий);
  • эффективный (демократичный).

Многие считают, что добиться своего можно только посредством агрессии. Они кричат, требуют, запугивают, приказывают и оскорбляют. Есть люди, которые постоянно ведут себя подобным образом, и те, кто прибегает к таким методам только в крайних случаях. Каждый хотя бы раз срывался в ответ на капризы или нытье детей. Если проанализировать подобные случаи, вы заметите, что ничего хорошего этим не добились: ребенок либо отвечал тем же, либо замыкался и мстил при первой же возможности.

Второй неэффективный принцип взаимодействия с окружающими – вседозволенность. Те, кто его придерживается, не могут настоять на своем, взять инициативу в свои руки и всегда находят этому оправдание. Иными словами, такие люди позволяют вить из себя веревки. Их не уважают ни муж (жена), ни дети. Пассивные родители часто прибегают к агрессии, когда ребенок выводит их из себя. Эффективный (демократичный) стиль общения основан на самоуважении. Вы сами устанавливаете границы дозволенного и определяете, как окружающие должны к вам относиться. При этом вы также с уважением относитесь к окружающим. Эффективному общению нужно учиться.

Видеть своих детей состоявшимися и счастливыми хотят все родители. Универсальной формулы воспитания успешных людей не существует. Но соблюдение некоторых правил поможет приблизиться к поставленной цели.

Многие родители, желая вырастить своих детей успешными, требуют от них очень многого, постоянно одергивают, следят за оценками в дневнике. Но успех невозможно спрогнозировать. Чтобы у ребенка в будущем все сложилось хорошо, нужно создать здоровую атмосферу в семье, мотивировать его на новые достижения своим примером, научиться эффективно общаться, слушать и слышать друг друга.

 

7 правил воспитания, благодаря которым дети становятся успешными.

Внимание детям.

Всестороннее развитие ребенка невозможно без повседневного родительского участия. Современные взрослые много времени уделяют работе, личным делам, порой забывая о самом главном. Чтобы вырастить успешных детей, нужно стараться проводить с ними время максимально эффективно. Эрудированность, любовь к чтению можно воспитывать только на личном примере. Стоит регулярно выделять время на совместное прочтение художественной литературы. После можно устроить небольшое обсуждение. Даже очень занятые родители способны выделить несколько часов в неделю для общения с семьей. Это может быть прогулка в парке, поход в лес, в кинотеатр. Детям очень важно полноценно общаться со взрослыми. Не стоит экономить на совместном времяпрепровождении. Лучше отказаться от покупки дорогой игрушки.

Спокойное восприятие детских неудач.

Одной из современных тенденций воспитания детей является изоляция их от возможных неприятностей и трудностей. Такие взрослые берут на себя все заботы в погоде за идеальным миром для своего ребенка. Они очень сильно переживают, когда что-то идет не по плану. При таком подходе не получится вырастить успешную личность. Ребенок должен уметь брать на себя ответственность, принимать решения. Важно объяснить ему, что неудачи случаются. И не стоит воспринимать их слишком серьезно. Все трудности временные, и они только дают возможность улучшить себя, посмотреть на что-то с другой стороны. Если от ребенка слишком много требуют, переживают каждую неудачу как трагедию, в будущем у него могут возникнуть проблемы. Такие люди не любят пробовать себя в новых делах, так как бояться ошибиться. Это может стать серьезным препятствием на пути к успеху.

Приобщение к работе по дому.

Чем раньше ребенка приобщают к работе по дому, тем легче у него будет происходить адаптация к различным изменениям в жизни. Речь идет не о тяжелом изматывающем труде, Достаточно пробудить осознание ответственности за создание уюта и комфортной обстановки дома. Можно начать с малого: с уборки игрушек, расстановки книг по полкам. В семье должны быть четко распределены обязанности. Это учит ценить чужой труд. У детей появляется осознание того, что к успеху можно прийти только совместными усилиями.

Правильная мотивация.

Детям необходимо объяснять, для чего им нужно хорошо учиться или заниматься чем-либо дополнительно. Мотивировать на успех необходимо и своим примером. Если ребенок видит перед собой счастливых и успешных родителей, ему захочется брать с них пример. Можно рассуждать о достижении высот в карьере, лежа на диване и ничего не делая. Но такие слова не будут убедительными.

Психологи рекомендуют выбирать тактику просьб, но не уговоров. Постепенно какие-то обязанности войдут в привычку. Не нужно забывать хвалить ребенка за выполненную работу. Он должен видеть, что определенные действия вызывают у взрослых положительный отклик. Большой ошибкой является введение материальных поощрений. Это формирует меркантильный интерес. Во взрослой жизни таким детям будет сложно проявлять инициативу.

Соблюдение границ и поощрение самостоятельности.

Часто взрослые настолько сильно увлекаются ролью родителей, что перестают жить своей жизнью, а живут только интересами ребенка. Личные границы стираются. Этого допускать нельзя. Для воспитания успешного человека невозможно держать под контролем все сферы его жизни. Здоровая вседозволенность позволяет быстрее познавать мир. Нужно поощрять любознательность ребенка, направлять его и подсказывать, но не держать в «ежовых рукавицах». Право выбора необходимо давать детям с малых лет. Нужно поощрять их увлечения, не запрещать пробовать себя в разных сферах деятельности. Только так маленький человек сможет найти себя.

Безусловная любовь.

Дети, окруженные любящими родителями, добиваются успеха гораздо чаще. Нужно любить ребенка таким, какой он есть, со всеми достоинствами и недостатками. Это формирует у него ощущение собственной значимости. Вырастая, такие дети более стойко воспринимают неудачи. Они уверены в себе и не боятся идти вперед, пробовать что-то новое. Для воспитания успешного человека не менее важна атмосфера в семье. Если отношения у родителей не складываются, ребенок это чувствует. Он находится в постоянном стрессе. Такую ситуацию допускать нельзя.

Поддержка и опора.

Дети, которые всегда чувствовали поддержку родителей, вырастают более успешными, социально адаптированными. Речь идет не о том, чтобы решать все за сына или дочь, а о готовности протянуть руку помощи в тот момент, когда это необходимо. Если ребенок расстроен, переживает, нельзя обесценивать эти эмоции. Гнев, слезы, раздражительность являются ответной реакцией на разные ситуации. Подавлять чувства не нужно. Стоит научить маленького человека стабилизировать их. В спокойном состоянии можно найти выход из любой ситуации. Понимание и осознание своих эмоций помогают бороться со страхами. Дети с развитым эмоциональным интеллектом лучше понимают окружающих, меньше конфликтуют. Они более устойчивы к стрессу, что во многих сферах жизни является залогом успеха.

 

Методика «Стратегии семейного воспитания» С.С. Степанова в модификации И.И. Махониной.

Инструкция: С помощью этого теста попробуйте оценить свою собственную стратегию семейного воспитания. Из четырех вариантов ответа выберите самый для Вас предпочтительный.

  1. Чем, по вашему мнению, в большей мере определяется характер человека – наследственностью или воспитанием?

А. Сочетанием врожденных задатков и условий среды.

Б. Преимущественно воспитанием.

В. Главным образом врожденными задатками.

Г. Ни тем, ни другим, а жизненным опытом.

  1. Как вы относитесь к мысли о том, что дети воспитывают своих родителей?

А. Это игра слов, софизм, имеющий мало отношения к действительности.

Б. Готов с этим согласиться при условии, что нельзя забывать и о традиционной роли родителей как воспитателей своих детей.

В. Абсолютно с этим согласен (дети воспитывают своих родителей).

Г. Затрудняюсь ответить, не задумывался об этом.

  1. Какое из суждений о воспитании вы находите наиболее удачным?

А. Научи сына послушанию, тогда сможешь научить и всему остальному (Томас Фуллер).

Б. Детям нужны не поучения, а примеры (Жозеф Жубер).

В. Цель воспитания – научить детей обходиться без нас (Эрнст Легуве).

Г. Если вам больше нечего сказать ребенку, скажите ему, чтобы он пошел умыться (Эдгар Хоу).

  1. Считаете ли вы, что родители должны просвещать детей в вопросах пола?

А. Конечно, в первую очередь это должны сделать родители.

Б. Когда дети достаточно повзрослеют, необходимо будет завести разговор и об этом. А в школьном возрасте главное – позаботиться о том, чтобы оградить их от проявлений безнравственности.

В. Считаю, что родителям следует в доступной форме удовлетворять возникающий у детей интерес к этим вопросам.

Г. Меня никто этому не учил, и их сама жизнь научит.

  1. Следует ли родителям давать ребенку деньги на карманные расходы?

А. Лучше всего регулярно выдавать определенную сумму на конкретные цели и контролировать расходы.

Б. Целесообразно выдавать некоторую сумму на определенный срок (на неделю, на месяц), чтобы ребенок сам учился планировать свои расходы.

В. Если попросит, можно и дать.

Г. Когда есть возможность, можно иной раз дать ему какую-то сумму.

  1. Как вы поступите, если узнаете, что вашего ребенка обидел одноклассник?

А. Отправлюсь выяснить отношения с родителями обидчика.

Б. Посоветую ребенку, как ему лучше себя вести в таких ситуациях.

В. Огорчусь, постараюсь утешить ребенка.

Г. Дети сами лучше разберутся в своих отношениях, тем более что их обиды недолги.

  1. Как вы отнесетесь к сквернословию ребенка?

А. Сквернословие надо пресекать в зародыше! Наказание тут необходимо, а от общения с невоспитанными сверстниками ребенка впредь надо оградить.

Б. Постараюсь довести до его понимания, что в нашей семье, да и вообще среди порядочных людей, это не принято.

В. Ребенок вправе выражать свои чувства, даже тем способом, который нам не по душе.

Г. Подумаешь! Все мы знаем эти слова. Не надо придавать этому значения, пока это не выходит за разумные пределы.

  1. Дочь(сын)-подросток хочет провести выходные на даче у подруги, где соберется компания сверстников в отсутствие родителей. Отпустили бы вы ее (его)?

А. Ни в коем случае. Такие сборища до добра не доводят. Если дети хотят отдохнуть и повеселиться, пускай делают это под надзором старших.

Б. Возможно, если знаю ее товарищей как порядочных и надежных ребят.

В. Она вполне разумный человек, чтобы самой принять решение. Хотя, конечно, в ее отсутствие буду немного беспокоиться.

Г. Не вижу причины запрещать.

  1. Как вы отреагируете, если узнаете, что ребенок вам солгал?

А. Постараюсь вывести его на чистую воду и пристыдить.

Б. Попробую разобраться, что его побудило солгать.

В. Расстроюсь

Г. Если повод не слишком серьезный, не стану придавать значения.

  1. Считаете ли вы, что подаете ребенку достойный пример?

А. Безусловно.

Б. Стараюсь.

В. Надеюсь.

Г. Не знаю.

Обработка и интерпретация результатов.

Посчитайте выбранные Вами варианты ответов. Чем больше преобладание одного из типов ответов, тем более выражен в вашей семье определенный стиль воспитания.

Если больше ответов А, то у Вас преобладает авторитарный стиль родительского поведения.

Авторитарный стиль (в терминологии других авторов – «автократический», «диктат», «доминирование»).

Вы хорошо представляете, каким должен вырасти ваш ребенок, и прилагаете к этому максимум усилий. В своих требованиях вы, вероятно, очень категоричны и неуступчивы. Неудивительно, что ребенку порой неуютно под вашим контролем. Родители с таким стилем воспитания ограничивают самостоятельность ребенка, не считают нужным как-то обосновывать свои требования, сопровождая их жестким контролем, суровыми запретами, выговорами и физическими наказаниями. В подростковом возрасте авторитарность родителей порождает конфликты и враждебность. Наиболее активные, сильные подростки сопротивляются и бунтуют, становятся избыточно агрессивными и нередко покидают родительский дом, как только могут себе это позволить. Робкие, неуверенные подростки приучаются во всем слушаться родителей, не совершая попыток решать что-либо самостоятельно. Если по отношению к старшим подросткам матери склонны реализовывать более «разрешающее» поведение, то авторитарные отцы твердо придерживаются избранного типа родительской власти. При таком воспитании у детей формируется лишь механизм внешнего контроля, основанный на чувстве вины или страха перед наказанием, и как только угроза наказания извне исчезает, поведение подростка может стать потенциально антиобщественным. Авторитарные отношения исключают душевную близость с детьми, поэтому между ними и родителями редко возникает чувство привязанности, что ведет к подозрительности, постоянной настороженности и даже враждебности к окружающим.

Авторитетный стиль (в терминологии других авторов – «демократический», «сотрудничество») – преобладают ответы типа Б. Вы осознаете свою важную роль в становлении личности ребенка, но и за ним самим признаете право на саморазвитие. Трезво понимаете, какие требования необходимо диктовать, какие обсуждать. В разумных пределах готовы пересматривать свои позиции. Родители поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей в соответствии с их возрастными возможностями. Подростки включены в обсуждение семейных проблем, участвуют в принятии решений, выслушивают и обсуждают мнение и советы родителей. Родители требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. При этом родители проявляют твердость, заботятся о справедливости и последовательном соблюдении дисциплины, что формирует правильное, ответственное социальное поведение.

Либеральный стиль (в терминологии других авторов – «попустительский», «снисходительный», «гипоопека») – преобладают ответы типа В.

Вы высоко цените своего ребенка, считаете простительными его слабости. Легко общаетесь с ним, доверяете ему, не склонны к запретам и ограничениям. Однако стоит задуматься: по плечу ли ребенку такая свобода? Становясь более взрослыми, такие подростки конфликтуют с теми, кто не потакает им, не способны учитывать интересы других людей, устанавливать прочные эмоциональные связи, не готовы к ограничениям и ответственности. С другой стороны, воспринимая недостаток руководства со стороны родителей как проявление равнодушия и эмоционального отторжения, дети чувствуют страх и неуверенность. Неспособность семьи контролировать поведение подростка может привести к вовлечению его в асоциальные группы, поскольку психологические механизмы, необходимые для самостоятельного, ответственного поведения в обществе, у него не сформировались.

Индифферентный стиль – преобладают ответы типа Г.

Проблемы воспитания не являются для вас первостепенными, поскольку у вас иных забот немало. Свои проблемы ребенку в основном приходится решать самому. А ведь он вправе рассчитывать на большее участие и поддержку с вашей стороны!

Если среди ваших ответов не преобладает какая-то одна категория, то речь, вероятно, идет о противоречивом стиле воспитания, когда отсутствуют четкие принципы, и поведение родителей диктуется сиюминутным настроением. Постарайтесь понять, каким же вы все-таки хотите видеть своего ребенка, а также самого себя как родителя.

 

свернуть
-->