2 класс

«КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ ХОРОШО УЧИТЬСЯ»

    Помощь детям должна быть эффективной, грамотной и должна идти в трех направлениях:
  1. организация режима дня;
  2. контроль за выполнением домашних заданий;
  3. приучение детей к самостоятельности.
развернуть

Точный распорядок занятий – это основа любого труда. Необходимо включать в режим дня ежедневное выполнение домашних обязанностей (покупка хлеба, мытье посуды, вынос мусора и т.д.). Их может быть немного, но нужно, чтобы дети выполняли свои обязанности постоянно. Приученному к таким обязанностям ребенку не придется напоминать, чтобы он убрал свои вещи, вымыл посуду и т.д.

Совершенно необходимо, чтобы в режим дня было включено ежедневное чтение книг. Желательно в одно и то же время. Хорошо читающий ученик быстрее развивается, быстрее овладевает навыками грамотного письма, легче справляется с решением задач. Хорошо, если вы будете просить пересказать, что прочитал ребенок. При этом взрослые смогут поправить речевые ошибки, неправильно произнесенные слова. Таким образом, дети будут учиться выражать свои мысли.

Важный вопрос в организации режима дня – это организация досуга. Важно не оставлять ребенка без присмотра, а дать возможность заниматься любимым делом в свободное от учебы время. Особое внимание следует уделять пребыванию на свежем воздухе. Необходимо правильно организовать сон. Ложиться спать нужно в 21 час. Хороший спокойный сон – это основа здоровья.

Позаботьтесь, чтобы ребенок после ужина не перевозбуждался, не смотрел «страшные фильмы, не играл в шумные игры. Все это отразиться на сне, на самочувствии ребенка. Хорошо прогуляться перед сном 30-40 минут.

 

  1. Контроль за выполнением домашних заданий.

Родители должны контролировать выполнение домашних заданий школьниками. Прежде всего, надо постоянно следить за записями домашних заданий в дневнике. После этого важно проверить сам факт выполнения домашнего задания. А затем просмотреть и правильность его выполнения. Взрослые заметили ошибку в тетради – не надо спешить показывать, где она. Ребёнок должен приучаться к самоконтролю.

Важное правило – начинать работу немедленно. Чем дольше оттягивается начало работы, тем большее усилие потребуется, чтобы заставить себя приступить к ней.

Домашнее задание выполняет различные функции.

Одной из главных является функция выравнивания знаний и умений ребёнка, его навыков, в том случае, если он долго болел, или много пропустил, или не усвоил какую-то сложную тему.

Вторая функция домашнего задания – это стимулирование познавательного интереса учащегося, желания знать, как можно больше по предмету или по теме.

Третья функция домашнего задания – это развитие самостоятельности ученика, его усидчивости и ответственности за выполняемое учебное задание.

В каком порядке следует учить уроки?

Приступать к выполнению домашнего задания лучше всего через 1 час или 1,5 часа после возвращения из школы, чтобы успеть отдохнуть от занятий. Если ребенок занят какими-либо другими делами (например, посещает кружки, секции), то можно садиться и позже. Но в любом случае нельзя откладывать это на вечер.

Очень важным моментом является выработка привычки к неукоснительному выполнению домашних заданий:

- какая бы погода ни была;

- какие бы ни шли телепередачи;

- чей бы день рождения ни отмечался.

Уроки должны быть выполнены, и выполнены хорошо. Оправдания невыполненным урокам быть не может. Для выработки этой привычки нужно, чтобы родители с уважением относились к учебе как к важному и серьезному делу.

 

  1. Направление помощи – приучение к самостоятельности.

Бесконечное сидение за уроками объясняется неустойчивостью внимания детей, неумением сосредоточиться на одном предмете. В этом случае ребёнок напишет, например, строчку, а затем отвлечётся и начнёт рассказывать о том, что было сегодня в классе; опять вернётся к письму, вновь отвлечётся – начнёт чинить карандаш и т.д. Конечно, это отражается на качестве выполнения задания. Чтобы приучить ребёнка к усидчивости, родители ставят перед ним задачу – уложиться в определённое время, ставят перед ним часы; он же, глядя на них, учится распределять свои занятия по времени.

При проверке домашних заданий не спешите указывать на ошибки, пусть ребенок найдет их сам. Не давайте готового ответа на их вопросы. При выполнении домашних заданий не нужно подменять школьника в работе; дети отучаются думать и ждут подсказки. В этом дети очень хитры и находят способы «заставить» работать за себя.

Правила, которыми стоит руководствоваться, общаясь с ребенком.

  • Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит помощи.
  • Если ребенку трудно, и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему.
  • Думайте при ребенке вслух, анализируйте, рассуждайте.
  • Думайте с ребенком вместе, планируйте, обсуждайте.
  • Научить ребёнка думать – главная обязанность родителя!

Рекомендации родителям по ликвидации неуспеваемости:

  1. Не стоит наказывать ребенка за то, что он не справился с заданием, ведь оценку своих знаний он уже получил, а дважды за одно и то же не наказывают. Ребенок ждет от своих родителей помощи, а не упреков.
  2. Покажите, что вы расстроены его неудачей, чтобы ребенок понял, что заставил вас переживать.
  3. Расспросите ребенка о причине невыполнения задания. Выслушайте все его доводы. Не выражайте недоверия к его версии, но в то же время попробуйте убедить его, что в этом все же в большей степени виноват он сам, а не учитель, не сосед по парте и т. д.
  4. Разберите вместе тот вопрос (упражнение, задание, задачу, параграф), с которым он не справился. Попробуйте объяснить ребенку это задание; если не сможете сделать это самостоятельно, найдите возможность подойти к учителю, чтобы он помог вам. Учитель обязательно должен видеть вашу заинтересованность в исправлении ребенком пробелов в знаниях.
  5. Обязательно контролируйте выполнение домашних заданий, особенно по этому предмету. Делайте это в системе.
  6. Не забывайте интересоваться у учителя дальнейшими успехами ребенка.
  7. Никогда не пытайтесь взять с ребенка обещания, что он больше никогда не допустит таких ошибок. Он никогда сразу не сможет исправить десять ошибок в диктанте или выучить всю таблицу умножения за день. Отсюда следующее правило.
  8. Ставьте перед ребенком предельно конкретные задачи, решаемые и реальные. Не искушайте ребенка невыполнимыми целями, не толкайте его на путь заведомого вранья.

Вывод: только вместе с родителями ребенок сможет достичь ситуации успеха. Для этого необходимо терпение, контроль, похвала, сотрудничество с учителем.

Рекомендации родителям по подготовке домашних заданий:

  1. Твердо установите время начала занятий. Благодаря этому у ребенка вырабатывается привычка к назначенному часу садиться за уроки, появляется психологическая готовность и предрасположение к умственной работе.
  2. Разумно определите соотношение времени, отводимого на уроки, прогулку, домашние обязанности, чтобы одно не шло в ущерб другому.
  3. Определите постоянное место для занятий, где все необходимые предметы находятся под рукой. Рабочее место должно быть только местом для занятий (ни игр, ни картинок, ни игрушек, ни других посторонних предметов, ни даже карандашей и фломастеров, если они не нужны для текущей работы).
  4. Главное правило – начинать работу сразу, не откладывая и не оттягивая. Чем больше оттягиваешь неприятный момент, тем больше усилий потребуется, чтобы заставить себя приступить к выполнению домашнего задания.
  5. Необходимо наличие перерывов в работе.
  6. Не освобождайте ребенка от домашних обязанностей. Кроме учебы, у него должны быть и другие дела, чтобы привыкал ценить время, планировать работу, приступать к ней без проволочек.

Вывод: только вместе с родителями ребенок сможет научиться выполнять домашние задания, приучится к самодисциплине. Для этого необходимо терпение, контроль, похвала, разумная требовательность, заинтересованность.

Как привить интерес к чтению?

  1. Пусть дети видят, что вы сами читаете с удовольствием: цитируйте, смейтесь, зачитывайте отрывки, делитесь прочитанным и т. п.
  2. По очереди читайте друг другу рассказы или смешные истории. Развлекайте себя чтением, вместо того чтобы смотреть телевизор.
  3. Покупайте книги, дарите их ребенку и другим членам семьи.
  4. Пусть дети сами выбирают себе книги (в библиотеке, в магазине).
  5. Создавайте вместе с ребенком детскую библиотечку. Собирайте книги на темы, которые вдохновят детей еще что-то прочитать об этом (например, книги о динозаврах или о космических путешествиях).
  6. Чаще спрашивайте у детей мнение о книгах, которые они читают.
  7. Поощряйте чтение вашим ребенком любых материалов периодической печати, даже гороскопов, комиксов, обзоров телесериалов.
  8. Разгадывайте с детьми кроссворды и дарите их детям.
  9. Выделите в доме специальное место для чтения, создайте уют.
  10. Давайте детям читать короткие рассказы, а не большие произведения. Они смогут дочитать их до конца, и у них появится ощущение законченности и удовлетворения.
  11. Предложите до или после просмотра фильма прочитать книгу, по которой поставлен фильм.
  12. Поощряйте чтение вслух, когда это только возможно, чтобы развить у ребенка навык чтения и уверенность в себе.

Вывод: только вместе с родителями сможет ребенок приучиться читать. Для этого необходимо терпение, похвала, родительская заинтересованность.

 

РАДУЙТЕСЬ ТОМУ, ЧТО У ВАС ЕСТЬ ТАКОЕ СЧАСТЬЕ – С КЕМ-ТО ДЕЛАТЬ УРОКИ, КОМУ-ТО ПОМОГАТЬ ВЗРОСЛЕТЬ!

 

 

 

свернуть

ГЛАВНЫЕ ПРАВИЛА ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

 

  ПРАВИЛО 1. Необходим организованный режим дня.

Режим дня школьника позволяет сохранять высокий уровень работоспособности. Режим дня должен соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям детей. Грамотное распределение времени на режимные моменты рассматривается как профилактика переутомления. Переутомление − крайняя степень утомления. У ребенка наблюдается упадок сил, ведущий к психическим нарушениям (бессонница, неврозы, снижение аппетита), ухудшается координация движений, изменяется сердечный ритм. Родителям следует запомнить, что в течение дня работоспособность ребенка повышается с 10 до 12 ч, а снижается с 14 до 16 ч, вновь повышается с 17 до 19 ч., затем опять резко снижается. Умственная работоспособность изменяется и в течение недели. На понедельник приходится стадия врабатывания, на вторник, среду и четверг ‒ высокая работоспособность, а развивающееся утомление приходится на пятницу и субботу. Именно поэтому в воскресенье следует больше внимания уделять активному отдыху. Эти данные о продуктивности деятельности помогут родителям предотвратить переутомление детей.

 

ПРАВИЛО 2. Личная гигиена. Закаливание организма.

Личная гигиена это, прежде всего, уход за кожей, уход за волосами, уход за полостью рта, а также специальный уход за зубами.

К личной гигиене относятся и вопросы половой гигиены, гигиены быта поддержание чистоты в доме, уход за одеждой, бельем, обувью и постельными принадлежностями.

Правила гигиены.

 

        Личная гигиена включает и элементы закаливания организма, элементы физической культуры. При закаливании обычно используют природные факторы: воздух, воду, солнце.

Воздушные ванны – самая легкая форма закаливания. Они стимулируют обмен веществ, мобилизуют защитные силы, улучшают сон. Необходимо проветривать помещение 4-5 раз в день, по 10-15 минут, а также проводить время на воздухе 3-4 часа.

Солнечные ванны − умеренные дозы ультрафиолета, повышают защитные силы организма. Но злоупотреблять солнечными ваннами нельзя.

Закаливание водой – плавание, обливания, купание в море, контрастный душ. Купание – это замечательное средство укрепления, закаливания организма, профилактики простудных заболеваний. После купания сосуды расширяются, мышцы расслабляются. Альтернативой купанию могут стать: влажные обтирания, контрастные души.

 

ПРАВИЛО 3. Полноценное, соответствующее гигиеническим требованиям, питание.

В основу режима питания должны быть положены четыре основных принципа. Первым принципом является постоянство приемов пищи по часам суток.

Вторым принципом является дробность питания в течение суток. Одно- или двухразовое питание нецелесообразно и даже опасно для здоровья ввиду слишком большого количества одномоментно потребляемой пищи. Ребенку рекомендуется четырехразовый или пятиразовый прием пищи и промежутки между приемами не должны превышать 3,5 ч, в результате чего создается равномерная нагрузка на пищеварительный аппарат.

Третьим принципом режима питания является максимальное соблюдение сбалансированности пищевых веществ при каждом приеме пищи. Это значит, что набор продуктов при каждом основном приеме пищи (завтрак, обед, ужин) должен доставлять организму ребенка белки, жиры, углеводы, а также витамины и минеральные вещества в рациональном соотношении. Наилучшим соотношением белков, жиров, углеводов является соотношение 1:1:6 − для детей; 1:1:4 − для взрослых.

Четвертый принцип режима питания заключается в правильном физиологическом распределении количества пищи по её приемам в течение дня. Наиболее полезен такой режим, когда на завтрак приходится около трети общего количества суточного рациона, на обед − несколько более трети и на ужин − менее трети. Пища не должна быть холодной, так как оптимальная температура работы пищеварительных ферментов составляет 37–38 С и холодная пища долго не переваривается в желудке.

Пятый принцип режима питания − безвредность пищи, отсутствие в ней токсических веществ и патогенных бактерий.

 

Питание один из важных факторов, от которых зависит состояние здоровья и работоспособность организма. Основными пищевыми веществами, необходимыми для жизнедеятельности организма, являются белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, витамины и вода. Белки служат материалом для построения клеток, тканей и органов. Белки выполняют и энергетическую функцию. По калорийности они должны составлять 13 % суточной энергоемкости пищевого рациона. Жиры обладают большой энергоемкостью 1 г жира при окислении дает 9 ккал. Они должны обеспечивать 33 % суточной энергоемкости пищевого рациона. Углеводы — основной источник энергии для организма, и хотя при окислении 1 г углеводов выделяется только 4 ккал, углеводы должны составлять 54 % энергоемкости суточного пищевого рациона. Витамины не имеют энергетического значения. Это биологически активные вещества, регулирующие обмен веществ и разносторонне влияющие на жизнедеятельность организма. Недостаток витаминов приводит к гиповитаминозу, а их полное отсутствие к авитаминозу, что сопровождается резким нарушением функций организма (рахит, нарушение роста и т. д.). Минеральные вещества и микроэлементы (кальций, фосфор, калий, натрий, железо, йод) регулируют кислотно-щелочное состояние организма, нормализуют водно-солевой обмен. Вода наиболее важная составляющая часть пищевого рациона, так как все биохимические процессы в клетках организма протекают в водной среде. Недостаток воды организм переносит значительно хуже, чем недостаток других пищевых веществ. Потеря организмом более 10 % воды угрожает его жизнедеятельности.

Рекомендации к здоровому питанию:

1) Здоровое питание в основном основывается на растительной пище, которая разнообразна и питательна.

2) Богатая крахмалом пища должна составлять более половины объема поглощенной энергии.

3) Овощи и фрукты должны составлять более 7 % энергии, выбор должен быть разнообразным и в основном из местных продуктов.

4) Мясо, если его есть, должно составлять менее 10 % от потребляемой энергии.

5) Потребляемые молоко и молочные продукты должны быть нежирными.

6) Жиры должны составлять только 15-30 % от потребляемой энергии.

7) Потребление соли должно быть менее 6 грамм в день.

8) Ешьте разнообразные продукты, а не добавки одного и того же.

ПРАВИЛО 4. Полноценный сон.

Сон является составной частью режима дня, способствует восстановлению душевных и физических сил. Нормальный сон имеет две биологически отличные фазы, незаметно меняющиеся одна на другую. При засыпании сначала наступает фаза медленных движений глаз. Потом наступает фаза глубокого сна с полной мышечной релаксацией, исключая глазные мышцы, которые вызывают быстрые движения глаз. Обе фазы в течение ночи неоднократно чередуются. Рекомендуем вечернюю прогулку. Она поможет крепкому сну. Перед тем как лечь спать, желательно принять теплую ванну (на 10-15 мин) и постараться полностью расслабиться.

Родителям следует учитывать индивидуальный тип суточных биоритмов работоспособности: «совы», «жаворонки» и «голуби» («аритмики»). «Совы» − утомленные утром, их работоспособность более высока вечером, также их сон отмечается гибкостью структуры. «Жаворонки» − возбуждённые утром, утомленные вечером. Они ложатся спать в среднем на 1,5 часа и встают на 2 часа раньше «сов», их сон более стабилен и глубок. Таким образом, «жаворонки» рано встают, рано ложатся и наиболее работоспособны в первую половину дня, а «совы», наоборот, поздно ложатся и поздно встают, работоспособность у них высокая вечером. У «голубей» («аритмиков») нет четко выраженных пиков работоспособности. Они занимают промежуточное положение, являясь самым нежелательным для здоровья хронотипом.

 

 

   Для спокойного сна нужна и хорошая удобная кровать, рационально сконструированная и правильно поставленная. Качество сна зависит от положения спящего. Согласно проведенным исследованиям, спится лучше, если человек лежит головой к востоку. Важное условие освежающего сна – хорошо проветренное помещение. Необходимо его проветривать перед тем, как лечь. Свежий воздух улучшает качество сна и одновременно является средством закаливания. Необходимо строго соблюдать время сна. Не менее важно соблюдать время подъема, учитывая при этом возможность выполнения всех утренних процедур.

 

ПРАВИЛО 5. Двигательная активность.

Здоровый образ жизни предполагает оптимальную двигательную активность человека. Для организма двигательная активность это физиологическая потребность. Без достаточного объема движений организм ребенка начальной школы не может накапливать энергию, необходимую для нормальной жизнедеятельности. Наиболее оптимальным для воспитания потребности в физическом развитии является период − с 7 до 12 лет. В это время формируются физические качества и координационные способности ребенка, закладывается осознанная потребность в двигательной активности. Для компенсации недостаточной подвижности используются оздоровительные физические упражнения. Занятие физической культурой способствует улучшению ориентации ребенка в пространстве, улучшаются процессы мышления, памяти, концентрации внимания. Особое значение имеют утренние физические упражнения зарядка.

 

ПРАВИЛО 6. Профилактика вредных привычек.

Важным фактором, нарушающим здоровье, снижающим качество и продолжительность жизни, являются вредные привычки. Следует обратить внимание на тягу детей к спайсам, которые представляют собой курительную смесь, включающую в свой состав многообразные компоненты. Некоторые компоненты (их меньше всего) считаются неопасными, другие же (которых большинство) отнесены к веществам наркотического ряда. C 2010 года Постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь синтетические каннабиноиды, являющиеся действующими веществами «Спайс», внесены в «Список особо опасных наркотических средств и психотропных веществ, не используемых в медицинских целях». Обратите внимание на новую субкультуру Вейперы – курильщики электронных сигарет. Они чрезвычайно популярны среди детей и подростков и способствуют распространению табакокурения среди них. В Беларуси, по данным Национального статистического комитета курит 26,7% населения. Более 50% населения подвергается ежедневному пассивному курению табака. В Республике Беларусь действуют Приказы Министерства здравоохранения «О запрещении курения» № 97-А от 01.04.2008 г. Штраф за курение в Республике Беларусь в запрещённых местах − от 10 до 30 базовых величин. Уважаемые родители, пример поведения является самым эффективным средством здорового образа жизни.

 

   В детском и подростковом возрасте разрушительное действие алкоголя происходит ускоренными темпами. Молодой, развивающийся организм в 6-8 раз быстрее, чем взрослый, привыкает к хмельным напиткам. Установлено, что употребление спиртного в детском и юношеском возрасте приводит к алкоголизму почти в 80% случаев.

свернуть

«Влияние семьи на эмоциональное состояние и психическое развитие ребенка»

Влияние семьи на психологическое здоровье ребенка столь же высоко, как и влияние внутрисемейных отношений на формирование детской личности. Именно в семье создаются предпосылки для того или иного психосоматического недуга, закладываются основы характера и оттачивается способность противостоять будущим непростым ситуациям, прожить без которых, к сожалению, невозможно.
развернуть

«Влияние семьи на эмоциональное состояние и психическое развитие ребенка»

   

В семьях, где роли между мужчиной, женщиной и детьми распределены психологически правильно, сохраняется подвижное равновесие. Ощущается позитивное влияние семьи на психическое благополучие ребенка. Каждый член семьи поддерживает семейное «Мы», в основе которого лежат общие ценности, любовь, теплые чувства и привязанность, объединяющие и позволяющие быть собой. Имеются свои семейные правила, которые понятны всем членам семьи и которых стараются придерживаться. Кроме того, для каждого из супругов важно, чтобы у ребенка были отец и мать.

В семьях, где царит гармония, как правило, у детей не возникают неврозы или невротические реакции, так как родители вовремя справляются со своими личными проблемами, не ссорятся в присутствии детей, не выясняют при них отношения, поддерживают теплые, доброжелательные взаимоотношения, учитывают интересы детей. Однако в семьях, где происходят частые ссоры между родителями, конфликты, присутствует недоброжелательность друг к другу, не понимание, у детей часто возникают неврозы, невротические реакции, нарушения эмоциональной сферы. Возникающий в таких неблагоприятных условиях невроз у ребенка, как психогенное заболевание проявляется на психологическом уровне как несовместимость с подобным отношением родителей, которую ребенок не смог преодолеть из-за особенностей своей психики и давления обстоятельств, превышающих предел его психофизиологических возможностей. В такой ситуации ребенок не может эмоционально отреагировать накапливающееся нервно-психическое напряжение. Как следствие у ребенка нарушается способность адекватно воспринимать себя, понижается самооценка, появляется неуверенность в себе, возникают страхи, тревога, чувство беспомощности, раздражительность. В семьях с нарушенной гармонией исчезает равновесие, и складываются определенные взаимоотношения, которые закрепляют конфликтную ситуацию. Родители искаженно воспринимают свои роли, формально подходят к своим обязанностям, не способны проявлять интерес и сочувствие к другим, не меняются. Они занимают конкурирующие позиции, когда, например, женщина берет на себя роль главы семейства, а муж становится для нее, по сути, вторым ребенком. Между супругами происходит борьба за власть, а между отцом и ребенком — за внимание и любовь матери. В последнем случае супруг постепенно все больше отходит на задний план и отстраняется от ребенка. Супруги не могут разобраться в своих отношениях и решить конфликты, они не способны вместе заниматься какой-либо деятельностью, в том числе воспитанием ребенка. В таких семьях всегда возникают вопросы «Кто главный?», «Кто должен это делать?», «Кто виноват?», и никто не желает брать на себя ответственность по разрешению конфликта. Наиболее частыми проблемами семей, оказывающими влияние на эмоциональное состояние детей, являются:

·                     часто возникающая растерянность у супругов;

·                     разочарование, ожидание от супруга (и) большего;

·                     обсуждение значимых вопросов не с партнером, а с другими людьми (родителями);

·                     супружеские измены и предстоящий развод;

·                     проживание в гражданском браке как способ избежать ответственности.

Для поддержания стабильности в семьях с неблагоприятным психологическим климатом возникают защитные механизмы. Они заставляют всех поддерживать единство и не позволяют увидеть реальность. Например, в семье складываются мифы о том, что «мы замечательная семья, а другие этого не понимают», «у нас слабенький болезненный ребенок, и мы все делаем для него», «у нас непослушный ребенок, ничего не можем с ним поделать» и др. Таким образом, супруги отказываются понять свои взаимоотношения, проявляют нежелание что-либо изменить и оправдываются перед другими. За этими мифами скрываются неосознаваемые недовольство друг другом, отрицательные эмоции, в том числе страх, вина, боязнь ответственности. Восстановить гармоничные отношения и психологическое здоровье ребенка в семье помогает желание понять друг друга и применение навыков эффективного общения. В первую очередь необходимо отказаться от агрессивных высказываний — угроз, приказов, назиданий, инструкций и т.п. Не стоит на партнера вешать ярлыки, давать ему напрямую негативные оценки, критиковать поведение. Не подойдут для налаживания отношений также советы, утешения, допросы, попытки отвлечь внимание от проблемы. Гармонизации влияния семьи на психологическое здоровье детей помогут сопереживание, эмоциональная поддержка и подтверждение любви. Основными условиями успеха в воспитании детей в семье можно считать нормальную семейную атмосферу, которая характеризуется как:- осознание родителями своего долга и чувства ответственности за воспитание детей, заключающегося на взаимном уважении, постоянном внимании к жизни своего ребенка, помощи и поддержки в трудных ситуациях, и бережном отношении к достоинству каждого члена семьи;- организация жизни и быта семьи, в основе которой лежит равноправие всех членов семьи;- организация семейного досуга (в совместные прогулки, чтение книг, посещение театра, кино и т.д.);- взаимная принципиальная требовательность, доброжелательность в обращении, любовь и жизнерадостность в семье. Таким образом, необходимо понимать, что семейная атмосфера является решающим фактором становления личности ребенка, а также, что дальнейшее развитие ребенка, отношение к себе, к своей семье и к окружающим людям во многом зависит от отношения к ребенку родителей и других членов семьи, от удовлетворения его психических потребностей.

 

свернуть

«ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ».

Многих родителей интересует вопрос – когда начинать трудовое воспитание ребенка? И нужно ли оно вообще?
развернуть

 

Как и любое другое нравственное качество, трудолюбие формируется в процессе воспитания, процессе сложном и многогранном, требующем от воспитателя большого терпения.

Основы трудового воспитания закладываются в семье. Трудовое воспитание ребенка происходит тогда, когда он начинает понимать, что вокруг все близкие что-то делают. Сестра (брат) моет посуду, мама моет окна, папа ремонтирует машину. И чем слаженней выполняется домашняя работа, тем скорее ребенок захочет проявить свое участие в ней. Подражание, свойственное ребенку, является одним из важнейших мотивов, побуждающих детей к активной деятельности. Наблюдение за трудом взрослых рождает желание делать то же самое. Не погасить это желание, а развить и углубить его – основная задача родителей, если они хотят вырастить ребенка трудолюбивым.

Основная задача семьи в области трудового воспитания – организовать деятельность ребенка, чтобы она оказала на него максимальное воспитательное воздействие.

Необходимо помочь ребенку ощутить пользу своих трудовых усилий, научить испытывать радость оттого, что его деятельность полезна окружающим. Труд для ребенка не менее привлекателен, чем игра. Можно использовать труд-игру как средство развития активности детей.

С первых дней обучения в школе учитель обращает особое внимание на трудовую подготовку, самостоятельность, исполнительность, готовность браться за дело и доводить его до конца. Если ребенок не приучен к труду, самостоятельности, то в работе с ним возникают осложнения – он отстает от других детей, требует постоянного внимания к себе.

Каждая семья имеет свои особенности.

В процессе трудовой деятельности формируются морально-волевые качества (трудолюбие, дисциплинированность, желание доводить начатое дело до конца и т.п.). У детей младшего школьного возраста важно заложить стремление быть трудолюбивым.

Главное – непосредственное участие детей в труде. Только в процессе труда, при активном участии ребенка воспитывается трудолюбие, формируются трудовые умения и навыки. Даже самый непривлекательный, труд может оказаться интересным и приятным делом для ребенка. Думаю, что каждому родителю хочется, чтобы процесс трудового воспитания ребенка был эффективным, успешным.

Классный руководитель прикрепляет листья «Цели», «Задачи» на изображение дерева.

Родители вносят свои предложения об ориентирах трудового воспитания. Мнения родителей записываются на доске напротив приклеенных табличек-листиков.

«Труд не понарошку».

Классный руководитель прикрепляет к дереву табличку-листик «Труд не понарошку». Больших усилий от учителя требует работа с детьми, у которых родители воспитывают потребительское, беззаботное отношение к тому, что добывается трудом взрослых. Родители не всегда задумываются над последствиями такого воспитания. Добрые намерения, стремление дать ребенку как можно больше благ, освободить от забот о себе, домашнем хозяйстве наносят вред воспитанию личности. Ребенок привыкает беспечно и равнодушно относиться к материальным ценностям, привыкает к праздности и безответственности. «Привычка праздной жизни для человека хуже всех бедствий в жизни. Поэтому важно, чтобы дети приучались с юных лет работать», – отмечал Л.Н. Толстой. Не случится ли так, что, привыкнув к поблажкам, ребенок, став взрослым, будет избегать труда.

Классный руководитель анализирует результаты анкетирования. Из анкет мы видим, что не у всех детей в нашем классе сформированы трудовые навыки по работе дома. Есть дети, у которых эти навыки не сформированы совершенно. Но есть дети, которые приучены к домашнему труду, и с удовольствием его выполняют.

Мы посмотрели с вами, как обстоят дела с формированием трудовых навыков дома, теперь давайте заглянем к нам в класс. Как вы знаете, кроме учения, в нашем классе большое внимание уделяется трудовому воспитанию. Каждый учащийся имеет определенное поручение (цветовод, санитар, библиотекарь и т.д.). 

Помимо поручений происходит дежурство. У дежурных имеется ряд обязанностей, с которыми дети познакомлены в начале учебного года (перед уроками проверь чистоту класса, намочить губку перед началом уроков, следить за чистотой доски на перемене, смотреть за порядком в классе, перед уроками трудового обучения и изобразительного искусства помочь одноклассникам приготовить рабочие места и т.д.).

Классный руководитель сообщает, что дети дежурят в парах, что позволяет научить детей помогать друг другу, учатся сотрудничать, договариваться и это развивает коммуникабельность.

В начале года ребятам необходимо было всегда напоминать о том, что он дежурный, что необходимо сделать, то уже на сегодняшний день дети каждое утро самостоятельно подходят к графику дежурства, смотрят кто дежурный, самостоятельно принимаются за выполнение своих обязанностей.

С начала учебного года отражаются успехи дежурства по классу на экране «График дежурства». Учащиеся предложили провести конкурс на лучшего дежурного, что будет поспособствовать тому, что дети стали стремиться к выполнению обязанностей дежурного с трепетом.

Задача состоит в том, чтобы превратить самообслуживание и бытовой труд для них в привычную повседневную обязанность, перерастающую в потребность. Но если она организована с элементами игры, если сравнивать и проверять, кто лучше и быстрее выполняет свое задание, если работу распределять между всеми членами семьи небольшими порциями, тогда все и всеми будет делаться с удовольствием, быстро и качественно. А главное, у ребят будет развиваться трудолюбие как основная черта их нравственного облика и как основа будущего выбора профессии.

Задача школы не только дать учащимся знания, но самая главная задача – это социализация ребенка. Немаловажную роль в этом играет и дежурство.

«Домашние поручения».

У ребенка в семье должны быть постоянные обязанности: самому заправлять постель, следить за состоянием обуви и одежды, подавать на стол хлеб, мыть посуду и т.п. Родители должны терпеливо учить, показывать, не ругать и не наказывать за некачественно выполненную работу. Больше помогать и поощрять, давать возможность ребенку испытать удовольствие от выполненной работы. Домашние дела – прекрасная тренировка для ребячьих рук.

Родители предлагают варианты поручений, используемых в практике воспитания своих детей. Классный руководитель прикрепляет табличку-листик «Домашние поручения», а затем анализирует результаты анкетирования родителей. Например, отмечает то, что родители и дети часто работают вместе, наиболее распространенными поручениями являются помощь в уборке квартиры, забота о младших, мытье посуды, уход за домашними животными и др. Отмеченные поручения записываются на доске напротив таблички-листика «Домашние поручения».

Классный руководитель прикрепляет на изображение дерева табличку-листик «Полезные советы».

Родители делятся своими советами, которые записываются на доске напротив соответствующего листика. Затем классный руководитель по мере необходимости дополняет список своими советами. По мнению педагога, полезными могут быть такие советы.

  1. Будьте последовательны в своих требованиях.
  2. Учитывайте индивидуальные и возрастные особенности своих детей.
  3. Прежде чем поручить что-либо ребенку, покажите образец правильного выполнения поручения, научите этому своего сына или дочь, несколько раз выполните поручение совместно.
  4. Учите ребенка уважать труд других людей, бережно относиться к результатам их трудовой деятельности.
  5. Тактично оценивайте результаты труда ребенка.
  6. II. Подведение итогов собрания.

Предлагаю завершить наше коллективное обсуждение проблем трудового воспитания в семье словами К.Д. Ушинского: «Лучшая форма наследства, которую мы оставляем детям и которую не могут заменить ни деньги, ни вещи – это трудолюбие».

Классный руководитель приклеивает на изображение дерева «яблоки» с фотографиями участия детей в различных видах трудовой деятельности (или можно показать видеофильм «Наши дети трудятся).

 

Список использованных источников

 

Глущенко А.Г. Трудовое воспитание младших школьников. М., 1985.

Кушаев И.А. Мир детства. М., 1988.

Ушинский К.Д. Труд в его психическом и воспитательном значении. М., 1987.

 

Приложение.

Анкета для учащихся.

  1. Помогаешь ли ты дома?
  2. Есть ли у тебя постоянные поручения по дому?
  3. Какие это поручения?
  4. Охотно ли ты их выполняешь?
  5. Поощряют ли тебя за это родители? Как?
  6. Наказывают ли тебя родители за невыполнение поручения? Как?
  7. Выполняешь ли ты вместе с родителями какую-либо работу?
  8. Если «да», то какую?

 

Анкета для родителей.

  1. Помогает ли вам ребенок по дому?
  2. Есть ли у вашего ребенка постоянные поручения по дому?
  3. Если поручения существуют, то какие?
  4. Охотно ли ваш ребенок их выполняет?
  5. Поощряете ли вы ребенка за выполнение домашних обязанностей (поручений)? Если «да», то каким способом?
  6. Наказываете ли вы ребенка за невыполнение поручений? Если «да», то каким способом?
  7. Выполняете ли вы вместе с ребенком какую-либо работу?
  8. Если «да», то какую?
свернуть
-->